Вернуться
25 из 45
Просмотрено 25 из 45
Святой Иоанн Предтеча. Фреска восточной стены диаконника
Святой Иоанн Предтеча. Фреска восточной стены диаконника
Наименование, название
Святой Иоанн Предтеча. Фреска восточной стены диаконника
Размер
Композиция Иоанн Предтеча размером 250x143 см и отдельные фрагменты нижней части композиции: в левой части 13x15 см, 42x13 см; в правой части 20x7см, 60x10 см, под композицией по сторонам от заложенного окна фрагменты штукатурки: слева 152x22 см, справа 152x30 см.
Аннотация
На восточной стене диаконника сохранилась композиция «Святой Иоанн Предтеча».
Описание
В полукоробовом своде диаконника живописи нет, эта часть высотой 140 см оштукатурена позднее, чем написана ниже расположенная живопись, т. к. в местах их примыкания штукатурка сделана внахлёст на роспись. Ниже этой штукатурки композиция с изображением «Иоанн Предтеча» сохранилось примерно на 70%. Нимб красно-коричневого цвета, на расстоянии 5 см от его контура проходит ещё одна белая контурная линия, увеличивающая его в размере. Пространство между контурами отличается по цвету, от основного цвета нимба – оно тёмного красно-коричневого цвета. Голова большая, широкий лоб, длинная борода. Верхние слои красок утрачены, тёмно-серой краской прописаны контур и детали лика, но они едва различимы. Лучше читается изображение лика правой части: глаза, нос, хорошо видна часть усов и красный контур губ. На изображении лика два набрызга красно-коричневой краски, которой по-видимому делали разметку живописи. Волосы спускаются на плечи, поверх пряди прописаны серо-голубой полупрозрачной краской, этой же краской прописаны складки на красном гиматии. Правая, сложенная в благословляющем жесте рука обнажена почти до локтя, в левой руке развёрнутый свиток. На свитке, просматриваются две буквы «СЕ», написанные серой краской. По сторонам от фигуры святого просматривается контур предварительного рисунка, с учётом которого фигура была бы шире. Иоанн Предтеча изображён в светлом хитоне, через тонкий слой краски свисающего рукава хитона, просвечивает тёмно-синий цвет фона. Гиматий красного цвета. Фон неоднородного покрытия просматриваются участки: синего, сине-зелёного, лилового, белого цвета. Композиция обрамлена красной разгранкой, окаймлённой с внутренней стороны белой линией, почти полностью она сохранилась в левой части композиции и частично в правой, верхней и нижней части. Справа от нимба на тёмно-синем фоне, под реставрационной вставкой видны наполовину сохранившиеся нижние части двух букв, написанные белой краской «IO». В нижней части, по красочному слою композиции "Иоанн Креститель" на небольшом расстоянии над заложенным окном проходит ярко-красная полоса шириной 1,5 см, под полосой и по сторонам от заложенного окна на сохранившихся фрагментах древней штукатурки многослойные покраски розового цвета. Горизонтальная полоса поздней записи проходит по всем трём композициям диаконника и двум композициям с изображением юных воинов расположенных на склонах арки проёма в диаконник. Эта полоса уменьшает высоту композиции и отделяет изображения живописи от ранее растёсанного окна на восточной стене и пробитого прохода на северной стене диаконника в алтарь, появившихся вследствие постройки междуэтажного сводчатого перекрытия. В 1954-1956 гг. храм после разрушения был восстановлен по первоначальным формам и новые проёмы окон и проходов в интерьере были заложены и оштукатурены. На восточной стене видны границы прямоугольного заложенного проёма окна размером 135x84 см. Слева от заложенного окна многослойные покраски осыпались и открылся левый нижний угол композиции "Иоанн Креститель" с изображением разгранки и фона, благодаря этому можно указать изначальную высоту композиции до переделок в храме - 250 см.
Памятник
Церковь Николы на Липне, 1292 г.
Коллекция
Стенопись храмов
«Вознесение». Западная стена, средний регистр
Орнамент на откосах северо-восточного окна апсиды