Вернуться
10 из 22
Просмотрено 10 из 22
Христос во гробе или Не рыдай Мене, Мати. Восточная ниша жертвенника. 1363 г.
Христос во гробе или Не рыдай Мене, Мати. Восточная ниша жертвенника. 1363 г.
Наименование, название
Христос во гробе или Не рыдай Мене, Мати. Восточная ниша жертвенника
Датировка
Размер
Размер отреставрированной и смонтированной центральной части композиции «Христос во гробе» 101x103 см. Изображение «Христос и голгофский крест» имеет размер по кальке 108x76,5 см.
Аннотация
Отреставрированные фрагменты живописи композиции «Христос во гробе» были смонтированы на кладку восточной ниши жертвенника в восстановленный Успенский храм.
Описание
На восточной стене была написана полуфигура мертвого Христа, голгофский крест с терновым венцом на перекрестье, копье и трость с губкой, пропитанной уксусом. На северном склоне свода ниши была представлена Богоматерь в рост с выставленной в сторону Христа правой рукой (левая рука лежит на кисти правой). На южной склоне свода написан юный Иоанн Богослов, тоже в рост. Его правая рука подпирает голову, а левая бессильно опущена книзу. В замке свода помещался медальон с изображением шестикрылого серафима. Сюжет восходит к знаменитому канону Косьмы Маюмского на Великую Субботу. Любопытной особенностью фрески является отсутствие гроба: он условно заменен коричнево-красным обрамлением небольшого окна и крошечной нишкой, сливающимися с обрамлением всей нищи жертвенника и образующими поэтому горизонтальный прямоугольный выступ как раз под изображение Христа. В настоящее время композиция восстановлена не полностью: отсутствуют верхние части изображений Христа и Богоматери, изображение Иоанна Богослова восстановлено частично. На смонтированной живописи центральной части композиции «Христос во гробе» голубой фон с изображением голгофского креста коричневого цвета и по сторонам от него орудия страстей: копьё и шест, написанные тёмно-жёлтой краской, губка на шесте темно-коричневого цвета. Крест обведен тонкой белой полосой, а копьё и шест с левой стороны очерчены белой линией, а с правой - темно-коричневой. В верхней и нижней части креста две перекладины, пересекающие крест горизонтально. На верхней перекладине сохранилась надпись белыми буквами - Царь славы. Изображение фигуры мертвого Христа утрачено, сохранился маленький фрагмент локтя согнутой левой руки. Справа от окна под несохранившейся фигурой мертвого Христа часть красно-коричневой вертикальной полосы – обрамление, «условно заменяющее гроб» . На сохранившемся участке живописи, расположенном на северном откосе ниши, читается фигура Богоматери, уцелевшая почти до плеч. Она изображена в голубом хитоне, поверх которого белые тонкие линии пробелов; и темно-красном мафории, слева от фигуры его край спускается ниже, чем с правой стороны. Богоматерь изображена на голубом фоне, слева вертикальная широкая разгранка, с окаймляющей белой полоской по внутренней стороне. От разгранки влево отходит другая разгранка которая обрамляет нишу, расположенную на северной стене жертвенника. Между разгранками сохраниась часть синего фона. Все три части композиции «Христос во гробе» отделены друг от друга красными разгранками, окаймленные с внутренней стороны белой полосой.
Памятник
Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле, 1352 г.
Коллекция
Стенопись храмов
Воскресение Христово. Люнет восточной стены притвора. 1363 г.
Царевич Иоасаф. Юго-западный столп. Южная сторона. 1363 г.