Вернуться
25 из 96
Просмотрено 25 из 96
Деревенский пожарный сарай
Деревенский пожарный сарай
Аннотация
Пожарный сарай представляет тип общественных сооружений, принадлежащих крестьянской общине. Данные постройки обычно ставились в центре деревни или за околицей. Сарай могли использовать не только жители деревни, в которой он стоял, но и крестьяне близлежащих деревень. Средства на содержание пожарных сараев собирали с жителей деревни. В ночное время площадка перед въездом в сарай должна быть освещенной, чтобы не задерживать выезд обоза. Необходимо, чтобы на сарае находились доступные средства пожаротушения для общественного использования (багры, лестницы). В пожарном сарае должен храниться только пожарный инвентарь, который предназначался исключительно для тушения пожаров. Весь инвентарь делился на ломовой и спасательный инструмент (багры, лопаты, топоры, ухваты,вилы), на приборы и утварь для подачи воды (телега пожарная с насосом, кадки, ведра, ушаты). Для тушения огня использовали «огнегасительную» смесь, которую применяли в Новгородской губернии с конца 19 века. «Огнегаситель» держали в бутылях, тщательно закупоренных и залитых сургучом. Изготовление огнегасителя производилось кустарным способом (2,5 ведра воды, полпуда соли (8 кг), 10 фунтов(409,5 г. х10=4095 г.) нашатыря). В кубышках хранили деготь. Им смазывали оси колеса у телеги, чтобы они хорошо вращались и не скрипели. Для оповещения тревоги использовали била, колокола. Кроме пожарного инвентаря в сарае могла находится икона «Богоматерь. Неопалимая Купина»- защитница от пожара. В деревнях почитали эту икону. На пожаре с иконой обходили горевшее строение. День памяти образа приходится на 17 сентября. Организовывали общественные дежурства для наблюдения за противопожарной безопасностью. Колотушка - трещотка, представленная в альбоме, использовалась для оповещения народа о пожаре. Участие в тушении пожара было обязательным для всего взрослого населения деревни. Для уменьшения количества пожаров назначали дежурного, который каждую ночь ходил по деревне. Деньги за вознаграждение ночных сторожей собирались с жителей всей деревни. Устанавливалась очередность дежурств. Иногда дежурили по двое человек. Дежурный сторож брал с собой колотушку. Во всех уездах Новгородской губернии в 1890-е гг. начинают создаваться вольно-пожарные общества и дружины. В деревнях сельским сходом избирались пожарные старосты, создавались пожарные части, которые обслуживали несколько деревень. В отличие от городских дружин специальной формы пожарных у деревенских обществ не было. Одежда для пожарного не имела особых отличий от повседневной одежды крестьян, но была достаточно широкой, чтобы можно было надевать поверх обычного крестьянского костюма. Члены городских дружин имели форменную одежду. В комплект входили кожаный ремень, за который засовывался топорик, медная каска для защиты головы от падающих горящих бревен и рукавицы, служившие зимой для тепла, а летом против ожогов. Уход за пожарным инвентарем, его содержание в постоянной исправности закреплялись за одним лицом.
Авторы
Иванова А.Т., старший научный сотрудник филиала МНДЗ «Витославлицы»
Тематические рубрики
Этнография  
Ссылки
Герои Великой Отечественной войны на почтовой открытке 1941‒1945 гг.
Графические работы В.В. Тамбовцева из коллекции Музея -усадьбы А.В.Суворова в с. Кончанское