Вернуться
32 из 234
Просмотрено 32 из 234
Завод «Возрождение», СССР, Новгородская обл., с. Бронница
Завод «Возрождение», СССР, Новгородская обл., с. Бронница
Название
Завод «Возрождение»
Местонахождение
СССР, Новгородская обл., с. Бронница
Историческая справка
Завод «Возрождение» был открыт в октябре 1966 года на базе литейного цеха завода «Пролетарий». Он выпускал в основном кобальтовую, так называемую «синюю» посуду. Кобальт – одна из самих «старых» красок, применяемых для росписи фарфора, его использование может быть очень разнообразным: от изящной росписи, до сплошного «крытья», оживляемого золотым тончайшим орнаментом или рисунком, нередко сочетающимся с белыми рельефными оживками. Завод ориентировался на малые серии, предметы разрабатывались профессиональными художниками – скульпторами и живописцами. Хорошо найденные формы целого и деталей, четкий силуэт, простая, но выразительная роспись не утрачивали своего качества и при тиражировании. Сувениры завода многие годы пользовались огромной популярностью у покупателей – самих новгородцев и многочисленных российских и зарубежных туристов. Кобальтовый чайник или набор бокалов были красивы, функциональны и напоминали о Новгороде. В первое десятилетие ведущую роль на заводе «Возрождение» играли Тамара Гаврилова и Владимир Смоляр. Оба мастера работали и с формой предметов, и с росписью. Их творчество очень разнообразно, но главным образом ассоциируется с тем явлением в новгородском искусстве 1970-х – 1980-х годов, которое получило название «синяя посуда». Кобальтовое «крытьё» не было изобретением художников нового предприятия. Оно было известно в России с XIX столетия. В 1940-е – 1950-е годы художники завода «Пролетарий» активно использовали эту технику в авторских работах, получавших награды на международных и отраслевых выставках. Тонкий фарфор, очень темный кобальт гармонично сочетались с изящным декором, выполненным белым цветом и золотом. Создавая новгородский сувенир, художники завода «Возрождение» стали широко использовать эти декоративные приемы, заново переосмысляя их. Мастера уходили от привычных по форме чайных и кофейных сервизов. Искали обновление в народных традициях. У Смоляра кобальт подчеркивал брутальность, определенность форм, активность их соотношений (декоративные чайники «Новгородский» и «Былинный»). У Гавриловой – затейливость форм, ажурность деталей. Художница нередко, кроме линейного орнамента золотом, использует для декорирования белые цвет, накладывая его рельефными мазками поверх кобальтового крытья (сервиз «Веночек»). Будучи авторами нескольких очень интересных произведений, в которых им принадлежала и форма, и роспись (в основном солями, реже кобальтом), оба мастера пробовали себя и в мелкой пластике. Серия «Наши дети» Т. Гавриловой («Зеленая улица», «Мазила», «Заговорщица», «В музыкальную школу») выполнена в бисквите. Она выполнена с выдумкой, хотя в основе лежат натурные зарисовки. В ней есть и юмор, и лиризм. В. Смоляр создал «Этнографическую» серию – фигурки барышень в традиционных костюмах северных областей России. Но лишь несколько наиболее удачных фигур были выпущены малыми сериями. В середине 1970-х на завод пришли молодые выпускники ЛВХПУ имени В.И. Мухиной – Марина Шишкова-Андреева, Александр Круглов, а также абрамцевского училища Ольга Чуракова, Тамара Ерохина-Евладова, позднее, уже на рубеже 1990-х – 2000-х годов – Иван Бердников. Почти все они работали и с формой, и с росписью. Ими наряду с многочисленными образцами для массового производства, были созданы уникальные композиции, сочетающие функциональность с высокими художественными качествами. Росписи этих композиций отличались разнообразием – архитектурные и ландшафтные мотивы соседствовали с литературными и фольклорными, в стилистике угадывалось влияние модерна и лубка, стилистики карнавала и ретро. В 1990-е развал СССР, приватизация, смена экономических приоритетов привели к тому, что многие предприятия области перестали работать. Фарфоровое производство не стало исключением. И как следствие – этот вид декоративно-прикладного искусства практически перестал существовать. На предприятии сначала сменилось руководство, а к концу 2004 года завод был объявлен банкротом, остановился. Только время покажет, смогут ли возродиться красота и изящество звенящего чуда – бронницкого фарфора, у истоков которого стояли настоящие таланты, создавшие собственное художественное направление: Гаврилова Т.А., Смоляр В.В., Чуракова О.Н., Андреев Ю.К., Круглов А.С., Андреева М.В. и другие.
Нет изображения
Артель "Красная сосна", СССР, Новгородская обл., г. Старая Русса
Нет изображения
Барановский фарфоровый завод, УССР