Вернуться
47 из 1110
Просмотрено 47 из 1110
Асламазян Мариам Аршаковна
Асламазян Мариам Аршаковна
Годы жизни
Вид деятельности
художник
Биография
Мариа́м Арша́ковна Асламазя́н (1907—2006) — советский армянский живописец, график. Народный художник СССР (1990), Народный художник Армянской ССР (1965). Член Союза художников СССР с 1939 года. Родилась в селе Баш-Ширак Карсской области. Среднее образование получила в Александрополе (Гюмри). Окончила Ереванский художественно-промышленный техникум (1929, училась у С. Аракеляна и С. Агаджаняна). Обучалась во Вхутеине (1928—1930), ее учителями в Москве были Н. Удальцова и А. Древин, В. Фаворский и А. Гончаров, С. Герасимов и М. Родионов. Но больше всех ей запомнился Константин Николаевич Истомин. В 1930 перевелась в ленинградский Институт пролетарского изобразительного искусства (Санкт-Петербургская академия художеств) (училась у К. С. Петрова-Водкина). Там же с 1932 по 1934 год она учится в аспирантуре (у профессора А. И. Савинова). Представитель армянской школы декоративно-плоскостного натюрморта («Армянский натюрморт», 1955, «Цветущий красный кактус», 1957, ‒ оба в Третьяковской галерее), автор тематических картин («Возвращение героя», 1943, «Песнь героя», 1944, «Мать-героиня», 1949, ‒ все в Картинной галерее Армении, Ереван), портретов. Довоенное творчество Асламазян разнообразно по жанрам: пейзаж «Осенние тутовые деревья» (1939), портрет «Я и Еран в зеркале» (1939), натюрморт «Персики» (1940), интерьер «В мастерской художника В. Лебедева» (1940). К сожалению, большая часть довоенных произведений погибла во время ленинградской блокады. В военное время Асламазян много внимания уделяет наглядной агитации. Свои военные плакаты («Заменим ушедших на фронт», «Отомстим», «Восстановим», «За Родину в решительный бой» и другие) художница сама расклеивала на улицах военного Ленинграда. Среди картин о войне особенно выделяются три различные по сюжету, но объединенные общей темой произведения. Это «Возвращение героя» (1943), «Песня героя» (1944) и «Свадьба героя» (1945). Они прослеживают судьбу безымянного солдата. Своим оптимизмом и ощущением радости бытия эти картины противостоят самому духу войны. Цикл, посвященный образу героя, стал вехой в творчестве М. А. Асламазян. В нем было подытожено прошедшее, определены пути дальнейшего развития, найдена народная по духу форма самовыражения. Асламазян показала себя не только мастером интимного портрета, лирического пейзажа и натюрморта, но и открыла иную грань своего таланта—умение создавать большие монументально-декоративные композиции. Работа в области монументальной росписи длилась, с различными перерывами с 1938 по 1955 год. За это время Мариам Аршаковна совместно со своей сестрой художницей Ерануи Асламазян украсила огромными панно павильон Армянской ССР на ВСХВ, музей землеведения МГУ и кафе «Арарат» в Москве. В послевоенные годы М. А. Асламазян все более увлекается натюрмортом: «Армянский натюрморт» (1955) и в «Цветущий красном кактусе» (1957). В работах этого периода особенно заметна связь Асламазян со школой Сарьяна. Композиция, колористический строй—все это близко сарьяновским натюрмортам. Многочисленные путешествия в страны Африки и Азии (М. Асламазян побывала в Индии, Китае, Японии, Египте, на Берегу Слоновой Кости, на Мадагаскаре, в Конго и других странах) составляют неотъемлемую часть творчества. Индия Асламазян—страна простых людей, кропотливого труда и древних обычаев. «Девушка-танцовшица из Мадраса» (1967), «Студентка из Дели» (1970), «Народная умелица» (1971). Одна из характерных черт творчества Мариам Асламазян— разносторонность ее деятельности. Оформление театральных спектаклей и цирковых представлений не было случайным эпизодом ее биографии. Тяга к монументальной декоративности, любовь к большим композициям,проявившиеся уже в 40-е годы, привели ее к оформительскому искусству. В 1959 году Асламазян оформила спектакль «Огонь твоей души» по пьесе А. Араксманяна в театре Ленинского комсомола. А через год Мариам Асламазян была приглашена в цирк для оформления спектакля (манеж и костюмы артистов). В 1958 году М. Асламазян открыла для себя керамику. Ее керамика одновременно и декоративна, и изобразительна. Здесь сконцентрированы живописные приемы Мариам Асламазян, выражена суть ее красочной палитры. Произведения Асламазян М. А. находятся в 40 бывших советских и зарубежных музеях. Орден Дружбы (21.09.1998) медаль «За трудовое отличие» (27.06.1956) другие медали Народный художник СССР (27.07.1990)[2] Скончалась в 2006 году в Москве.
Андриенко Алексей Владимирович
Анисимов Евгений Викторович