Вернуться
Иконостас собора Рождества Богородицы Антониева монастыря
Иконостас собора Рождества Богородицы Антониева монастыря
Аннотация
Иконостас собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117-1119 гг.), являющийся одним из наиболее значительных живописных ансамблей в искусстве Древнего Новгорода, был сооружен в 1560-е годы. Ведущим мастером, работавшим над его созданием, был, вероятно, инок монастыря Анания († 1581?). Высокий четырехъярусный иконостас имел традиционную тябловую конструкцию и включал в свой состав около 60 икон. На рубеже XVI – XVII вв. иконы пророческого, праздничного и деисусного чинов были украшены серебряными позолоченными басменными окладами. Вероятно, в середине XVII столетия иконостас был дополнен пятым, полнофигурным праотеческим чином, включавшим изображения Святой Троицы и библейских праотцев и патриархов. В 1716 г. иконостас Рождественского собора был кардинально перестроен. Его древнюю тябловую конструкцию заменили новой - резной золоченой с ажурными колоннами и рамами для икон. Над праотеческим чином появился страстной ряд, посвященный событиям послед¬них дней земной жизни Спасите¬ля; завершением нового иконостаса стало живописное Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом. В период оккупации Новгорода в годы Великой Отечественной войны иконы праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного чинов были вывезены в Германию, а в конце 1947 г. возвращены в Новгородский музей. Реставрация икон ансамбля Антониевского иконостаса была проведена в 1980-1984 гг. в Межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской объединения «Росреставрация» бригадой под руководством Г.С. Батхеля.
Авторы
Е.В. Игнашина, старший научный сотрудник ОКиПМК Ю.Б. Комарова, старший научный сотрудник ОХИВП, хранитель фонда древнерусской живописи
Тематические рубрики
Древнерусское искусство