Патриарх Никон - «великий основатель и покровитель» Иверской Святоозерской обители
--
Патриарх Никон - «великий основатель и покровитель» Иверской Святоозерской обители
Аннотация
В Новгородском музее-заповеднике хранится значительное количество памятников, связанных с личностью патриарха Никона (1605-1681) и историей основанной им в 1653 г. Иверской Святоозерской обители. Ко времени пребывания Никона на Новгородской митрополичьей кафедре (1649-1652) относятся драгоценная панагия и серебряный подсвечник, созданный по его заказу в 1650 г. для Софийского собора. С периодом патриаршества Никона связаны памятники, являвшиеся его вкладами в Софийский собор, - серебряный кувшин-рукомой и уникальный омофор с вышитыми изображениями Московского и Новгородского Кремлей, приписываемый преданием патриарху Никону. В Валдайский Иверский монастырь им были вложены драгоценные ковши, а также Пролог и Кормчая («Никоновская Кормчая»). В собрании музея представлены и собственные сочинения патриарха Никона – Грамота о Крестном монастыре (1656) и «Слово благополезное о создании монастыря Пресвятыя Богородицы Иверския», вошедшее в состав книги «Рай мысленный» (1658-1659), изданной в типографии Иверского монастыря. Исключительную ценность представляет икона «Богоматерь Иверская», написанная в 1827 г. Игнатием Чистяковым «в меру и подобием» образа, созданного для Валдайского монастыря по заказу патриарха Никона на Афоне и утраченного после 1917 г. Наряду с монументальными иконами Богоматери Иверской в музее хранятся и небольшие пядничные образы, которые получили широкое распространение в поздней русской иконописи. Музейное собрание включает в свой состав и иконы с изображением особо чтимых в Иверской обители святых - московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а также праведного Иакова Боровичского, мощи которых являлись главными святынями монастыря. Редкой иконографией отличается икона «Поклонение Кийскому Кресту» XVIII в., на которой среди предстоящих изображен и патриарх Никон, заказавший этот монументальный Крест в Палестине для Крестной Кий-Островской обители. В музее представлен также комплекс разнообразных по типологии изразцов второй половины XVII столетия, представляющих изразцовую мастерскую, созданную по инициативе патриарха Никона и прославившую Валдайский монастырь.