Вернуться
Украшения Средневекового Новгорода в виде языческих амулетов (по находкам археологических раскопок)
Украшения Средневекового Новгорода в виде языческих амулетов (по находкам археологических раскопок)
Аннотация
Православно - языческий комплекс, исторически сложившийся в быту русского народа в процессе христианизации Руси, представляет собой сложный, запутанный клубок верований, обычаев, суеверий, религиозно-мистических обрядов языческого происхождения, слившихся с элементами православия. Яркой особенностью металлического женского убора Северо-Западной и Северо-Восточной Руси X-XIII в. являлось обилие разнообразных подвесок, многие из которых имели не только декоративное, но и магическое значение. На теле они располагались на местах, где жизненная энергия наиболее уязвима – там, где можно прощупать пульс. Это браслеты на руках, ожерелья или бармы на груди, особые женские кольца на висках. В средневековом Новгороде особенно были распространены привески. Когда языческие представления были еще очень сильны - это символы небесных светил: полумесяца, солнца. Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны - лунницы, так как именно она считалась покровительницей незамужних. Привески в виде полумесяца, были распространены в X-XII вв. Форма украшения отражает почитание Луны, связанное с языческим культом плодородия, хотя изделие носилось, как в дохристианскую, так и христианскую эпоху. Богатые женщины носили лунницы из чистого серебра. Нередко они отмечены тончайшей ювелирной работой, их украшает мельчайшая зернь и филигрань. В таких лунницах каждый мельчайший шарик был припаян вручную. На многих лунницах присутствовал растительный орнамент, это не случайно, так как "обязанностью" Луны было следить и за ростом растений. Самую массовую серию привесок-оберегов XI-XII в. составляют изображения животных и птиц. Например, подвески- коньки. Конь являлся распространенным символом добра, благоденствия и счастья. Он наделялся магическими, оберегающими от несчастий свойствами. Эти подвески представляют собой объемные изображения животных с одной или двумя головами, закрученным спиралью хвостом, пятью-шестью цепочками вместо ног и волнистым узором (эмблемой воды) вдоль туловища. Все полые коньковые привески отлиты по восковой модели из свинцово - оловянистой бронзы. Шумящие привески – исключительно женское украшение, имевшее магическое значение и чей приятный звук должен был отпугивать зло. Также многочисленна группа амулетов-подвесок в виде ложек – символа сытости и довольства и ключей - символа сохранности и целости. Изготавливались они из бронзы или из низкокачественного серебра. Излюбленным украшением славянских женщин были височные кольца. Их носили женщины практически всех возрастов. Однако для каждого социального статуса существовали свои гласные и не очень правила использования этих украшений. Например, девочки-подростки, которые пока были не готовы к замужеству, ограничивались простыми гнутыми кольцами, то есть недорогими и без особых изысков. Самыми технически сложными и материально ценными были височные кольца молодых замужних женщин, а также потенциальных невест. Замужние крепили свои украшения данного типа к "повою" (древнеславянский аналог женской шляпки), а свободные девушки – к девичьему венчику. В некоторых случаях этот древний аксессуар просто нанизывали на прочный ремешок, который крепился на голову наподобие венца. Пожилые женщины тоже имели право носить это украшение - но чаще всего предпочитали передаривать свои сокровища более молодым. Колт- головное украшение , преимущественное городское. Они были широко распространены в конце XI-XIII в. Колты подвешивались на цепочках или лентах к головному убору. Они всегда были внутри полыми - возможно, в них вкладывалась ткань, смоченная душистыми маслами. Известные нам колты из кладов обычно изготовлены из ценных металлов - серебра и золота- и украшены перегородчатой эмалью, чернью или сканью. Это были украшения знати. Но в XII в. стали появляться недорогие имитации из оловянисто-свинцового сплава техникой - литье. Которые могли себе позволить женщины из менее обеспеченного сословия. С принятием христианства в Великом Новгороде ещё длительное время сохранялись верования, характерные для языческой культуры. Вполне возможно, что на определенном этапе менялась их культурная нагрузка. Но в культовых зооморфных фигурках нашли свое отражение разновременные пласты языческих верований, традиционно передававшиеся из поколения в поколение и дожившие в вышивке, резьбе и металлическом литье до наших дней. Позднее, с исчезновением язычества, на привесках появляются изображения святых и кресты. Назначение этих изображений то же, что и раньше, охранение от несчастий.
Авторы
Андрущенко Юлия Александровна, младший научный сотрудник отдела хранения и изучения археологических коллекций.