Вернуться
10 из 117
Просмотрено 10 из 117
«Как великою скорбью народной переполнилась наша земля…». Картины народного горя в живописи русских художников и поэзии Н.А. Некрасова
«Как великою скорбью народной переполнилась наша земля…». Картины народного горя в живописи русских художников и поэзии Н.А. Некрасова
Аннотация
Во второй половине XIX века русские литераторы и художники стали истинными выразителями народных чаяний. Они создавали многочисленные произведения, повествующие о суровой доле бедных людей и проникнутые глубоким сочувствием к их несчастной судьбе. Поэтические строки Н.А. Некрасова о крестьянской доле рядом с картинами русских живописцев обретают зримое воплощение. Центральным произведением выставки является картина «Горе», написанная замечательным мастером жанровой живописи Иваном Ивановичем Творожниковым (1848-1918). Всем своим существом художник понимал неизбывное горе крестьянской семьи, потерявшей кормильца и опору, и потому так пронзительно достоверно запечатлел он убитую несчастьем крестьянку-мать, фигура которой выражает бессилие и скорбь. Из семьи калужских крестьян происходил живописец Тимофей Илларионович Мозгов (1868-1919). В работе «Портрет дьячка» художник проявляет себя как мастер психологического портрета, способный передать глубину чувств и переживаний, рассказать о непростой судьбе человека. Словно об этом безвестном дьячке написал Н.А. Некрасов: «…Православные! Роптать на бога грех, несу мой крест с терпением, живу...». Жизнь деревни, крестьянский быт стал ведущей темой творчества Карла Викентьевича Лемоха (1841-1910). Представленный на выставке небольшой этюд «Девочка и мальчик» производит цельное впечатление, зритель видит беспросветную нищету, проникается страданиями маленьких героев, трогательно ласковых друг к другу и рано утративших безмятежную детскость своих чувств. Скорбному лейтмотиву жанровых полотен вторит и пейзаж «За околицей», написанный видным мастером Алексеем Матвеевичем Прокофьевым (1859-1925). Начинающаяся осенняя распутица с размытой дорогой, по которой бредет одинокая фигурка, низкое небо с тяжелыми облаками, несколько деревенских домиков, крытых соломой - художник создает на картине настроение, хватающее за сердце, как заунывная песня.
«К штыку приравняли перо»
«Какая прелесть эти балалайки!»