Вернуться
42 из 117
Просмотрено 42 из 117
Для памяти потомству своему. Дворянский и купеческий портрет XIX в. из собрания Новгородского музея-заповедника
Для памяти потомству своему. Дворянский и купеческий портрет XIX в. из собрания Новгородского музея-заповедника
Аннотация
Провинциальный дворянский и купеческий портрет – замечательное явление русского искусства второй половины XVIII – XIX вв. Воплощая мировоззрение каждого сословия, отражая нравственные, религиозные и эстетические идеалы, портрет зримо служил показателем положения в обществе и жизненного уровня. Образы предков как важную семейную реликвию передавали из поколения в поколение. Уже в начале XIX века сложился определенный художественный канон провинциального портрета, характерный для каждого сословия. Портреты дворян, купцов, мещан создавались художниками, преимущественно происходившими из той же городской среды и хорошо знавшими образ мыслей и жизни своих заказчиков. На выставке к числу дворянских портретов принадлежит небольшое изображение неизвестной девушки в сшитом по моде 1840-х гг. белом платье с рукавами - буф и легкой газовой пелериной на плечах. Автор портрета Н. Чемесов, возможно, сын прославленного гравера екатерининского царствования Е.П. Чемесова. В купеческом портрете особое значение имеет выражение лица модели, погружённой в глубокое размышление. Особого внимания заслуживает исполненный в 1818 г. нижегородским художником П.П. Веденецким «Портрет И.П. Кулибина». Известный изобретатель и механик-самоучка представлен сидящим у стола с циркулем в руках в окружении своих изобретений. Образ и колорит купечества, в котором царили патриархальные отношения, сохранил для нас и провинциальный живописец А.С. Валялов в парных портретах супружеской четы неизвестных боровичских купцов. Статика поз, подчеркнутая суровость лиц, внутренняя неподвижность и замкнутость создают ощущение застывшего времени, в котором существуют изображенные, словно являющиеся зримым воплощением предписаний «Домостроя». Но эти внешние формальные признаки на языке сословной культуры имели совершенно иное значение и оказывались равнозначными пониманию незыблемости, уважительности, серьезности и добротности.
Женщины в судьбе Ф.М. Достоевского
Жизнь и творчество Г.И. Успенского в рисунках Владимира Успенского