Освоение богатой природными ресурсами северной части Восточно-Европейской равнины было начато новгородцами не позднее XI века. Историк Виктор Бернадский писал: «Новгород в века феодальной раздробленности выдвинулся как руководитель народного движения на северо-восток. Ещё во времена Гюряты (конец XI в.) молодцы новгородские порою добирались до Югры. Следом за этими «разведчиками» направлялись на северо-восток ватаги звероловов и рыболовов, а за ними шли, закрепляя навеки за русским народом Подвинье и Поморье, новгородские земледельцы».
Мощный импульс процессу освоения северных земель дало развитие торговли Новгорода с европейскими странами и, как следствие, повышение спроса на меха и другие поставлявшиеся с Севера товары. Освоение северных земель имело для Новгорода огромное экономическое значение. С севера и северо-востока в Новгород поступало огромное количество пушнины, а также «рыбий зуб», соль-морянка и другие товары.
Походы новгородцев на Север нередко имели форму военных экспедиций. Походы в Югру продолжались вплоть до XV века, не всегда, впрочем, заканчиваясь для новгородцев удачно. Однако Югра по-прежнему продолжала платить дань со своих «станов, островов и урочищ».
В борьбе с Москвой на протяжении XIV-XV веков Новгород утратил ряд своих северных владений, а в конце XV столетия и сама Новгородская земля вошла в состав единого Российского государства. К этому времени новгородцами была заложена прочная основа для дальнейшего освоения севера европейской части территории России.
На выставке представлены предметы из фонда археологии Новгородского музея-заповедника: берестяные грамоты с упоминанием расположенных на севере европейской части современной России географических объектов, «бирки вирника», изделия и отходы производства из моржовой кости, предметы, связанные с охотой на пушного зверя, рыболовством, походным бытом, предметы вооружения и воинского снаряжения, элементы транспортных средств и приспособления для передвижения (речных судов, саней, лыж).