Вернуться
Мастера натюрморта. Традиции народной культуры в произведениях В.С. Рябова, Д.В. Журавлева, Л.П. Новиковой, Д.С. Кондратьева из собрания Новгородского музея-заповедника
Мастера натюрморта. Традиции народной культуры в произведениях В.С. Рябова, Д.В. Журавлева, Л.П. Новиковой, Д.С. Кондратьева из собрания Новгородского музея-заповедника
Аннотация
В творчестве старшего поколения новгородских мастеров, ставших основателями областного отделения Союза художников, натюрморт являлся одним и излюбленных жанров, позволяющих ярко и самобытно сочетать художественные традиции и новации. Новгородские мастера, органически ощущая духовную причастность к русской культурной традиции, создали подлинно национальные произведения, которые воплощают связь с родной землей, отображают основы народной жизни, преемственность поколений и одновременно проникнуты современным мироощущением. Именно в натюрморте наиболее убедительно проявился свежий и сильный талант Дмитрия Журавлева (1933 г.р.), целенаправленно ведущего поиски индивидуального изобразительного языка. В традиционных предметах Журавлева привлекает нечто более серьезное, чем внешняя материальная форма, а именно – заключенная в них память поколений, ее глубокая взаимосвязь с современностью. Живописная экспрессия – основа пластически выразительных предметов в натюрмортах Владимира Рябова (1932 – 1999). Художник видел рождение образа в краске, предпочитал использовать открытые яркие цвета, организующие динамику композиции, смело вводил интенсивный черный, придающий богатство и силу общему колористическому строю. Очевидна мировоззренческая позиция при создании натюрморта Дмитрием Кондратьевым (1928 – 2008). Художник отражает через мир вещей собственную систему принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих его отношение к действительности. Художественное видение Ларисы Новиковой (1930 – 1998) глубоко лирическое. Исполненные ею натюрморты звучат по-разному, но все они полны желанием передать красоту предметного и природного мира.