Прогулка во времени. Авторские куклы Г.С. Белеховой в собрании Новгородского музея-заповедника
--
Прогулка во времени. Авторские куклы Г.С. Белеховой в собрании Новгородского музея-заповедника
Аннотация
Первая в Ленинграде выставка авторской куклы состоялась в 1979 году - это была персональная выставка Галины Сергеевны Белеховой (1940 г.р.).
Окончив в 1967 г. Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной, начинающая художница увлеклась изучением европейского и русского костюма и быта XV-XIX вв., дававшего безграничные возможности для художественного творчества. Ее первые куклы в оригинальных исторических платьях можно было видеть в начале 1970-х годов в витрине Дома мод, где они соседствовали с элегантными шляпками, а необычные куклы-манекены украшали холлы гостиниц «Прибалтийская», «Пулковская» и придавали нестандартность интерьеру ресторана «Конюшенный двор». Именно Галина Белехова стала одной из первых художниц, представлявших российскую авторскую куклу на зарубежных выставках.
Ее индивидуальная творческая манера сложилась в первые годы работы и выразилась в совокупности нетривиальных художественных приемов. Например, необычно то, что у кукол Белеховой практически нет лиц. Но от них глаз не оторвать, и ты понимаешь: именно так и выглядели русский дворянин, испанский гранд или венецианский банкир. Характерный образ создается с помощью лаконичного силуэта, тщательно отобранных деталей костюма, передающих своеобразие того или иного стиля, затейливой прически. Художница не копирует исторические костюмы «дословно». Достаточно нескольких игривых воланов на рукавах и выбивающихся из-под шляпки локонов из шнура — и перед нами дамы эпохи ампира. Не случайно, одну из своих выставок художница назвала «Силуэт — декоративный знак стиля эпохи». Важнейшим элементом авторского замысла является монохромность красных, белых, черных фигур, символика и метафоричность цвета которых способствует созданию эмоционального образа.
Куклы Г.С. Белеховой – это олицетворение той или иной исторической эпохи в её декоративной ипостаси, но это не только знаки давно ушедших эпох, но и весомая часть истории российской авторской неигровой куклы.