Выставки
Плакаты Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. К 75-летию Великой Победы
Плакаты Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. К 75-летию Великой Победы
Аннотация
Плакаты, созданные в СССР в период с 1941 по 1945 год, стали одним из самых ярких и самобытных явлений художественной культуры XX века. Выразительность и яркость образа, убедительность и четкость идейного содержания, сила эмоционального заряда - эти качества сделали советские плакаты одним из самых эффективных средств пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны. Они вдохновляли людей на борьбу с врагом, призывали на ратные и трудовые подвиги, вызывали ненависть к врагу и пробуждали любовь к Родине. В то же время плакаты военного времени - это не только оригинальные художественные произведения, но и подлинно исторические документы, которые наглядно иллюстрируют историю Великой Отечественной войны, детализируют ее и даже спустя десятилетия мастерски воссоздают атмосферу тех лет. В числе первых военных плакатов, расклеенных на стенах домов уже на второй день войны, 24 июня 1941 года, были листы художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» и «Наполеон потерпел поражение - то же будет и с зазнавшимся Гитлером». Один из плакатов обыгрывал в жанре карикатуры вероломство Адольфа Гитлера, нарушившего пакт о ненападении между СССР и Германией, другой - сравнивал замахнувшегося на мировое господство фюрера с французским императором Наполеоном Бонапартом, потерпевшим поражение от русских войск в 1812 году. Смешное и жалкое положение Гитлера на плакатах должно было успокоить встревоженных внезапным началом войны советских людей и убедить их в способности Красной Армии справиться с наступлением фашистских войск Спустя неделю после начала Великой Отечественной войны увидел свет и еще один признанный шедевр плакатного искусства – «Будь Героем!», выполненный в технике фотомонтажа В.Б. Корецким. Этот плакат с изображением матери, напутствующей сына-красноармейца перед отправкой на фронт, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Знаковой работой стал лист И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!», основу художественной композиции которого составил собирательный образ матери, призывавшей на борьбу с врагом своих сыновей. Священный и близкий каждому человеку женский образ аллегорически изображал на плакате Родину и объединял в себе личное с общественным, судьбу одного человека с судьбой целого народа. В первые месяцы войны в плакат прочно вошла тема бдительности. В июне 1941 года Н.Н. Ватолиной и Н.В. Денисовым был исполнен лист «Не болтай!», призывавший советских людей к соблюдению предельной осторожности при общении с незнакомцами. Спустя месяц Л.М. Торич развил тему в работе «Будь бдителен! Разоблачай врага под любой маской», акцентировавшей внимание на возможности появления в тылу вражеских шпионов и диверсионных групп. В плакатах лета-осени 1941 года весьма значимой была тема единства тыла и фронта. Важность трудового вклада народа в снабжение армии оружием и боеприпасами мастерски подчеркнули листы «Народ и армия непобедимы» В.Б. Корецкого и «Больше металла - больше оружия!» Н.М. Аввакумова. Среди плакатов, посвященных обеспечению страны продовольствием, силой эмоционального воздействия привлекала работа «Уборка урожая - грозный удар по врагу!» художников Кукрыниксов. С началом 1942 года в плакатах получила развитие тема страданий простых людей, оказавшихся в ходе боевых действий на оккупированной врагом территории. Плакаты стали разоблачать вражеские злодеяния в отношении гражданского населения и призывать советских воинов помочь тем, кто не в силах за себя постоять. Основной мотив темы - бедственное положение женщин и детей - получил яркое воплощение в работе художника В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Тогда же в призывах плакатов начала звучать тема мести. Сдержанность, характерная для лозунгов первых месяцев войны, довольно быстро сменилась резкостью и даже жестокостью. В роли мстителей на плакатах выступили партизаны и подпольщики, действия которых никак не регламентировались законами военного времени. Лист художника А.Г. Ситтаро буквально кричал о возмездии - «Кровь за кровь! Смерть за смерть!» Переход советских войск в контрнаступление и победа в Сталинградской битве ознаменовали коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Быстрота развития событий на фронте вызвала воодушевление у художников, и они начали активно пропагандировать идею предстоящего освобождения советских территорий от оккупации. Уверенность в будущем разгроме фашизма мастерски передала работа В.Б. Корецкого «Боец, родина ждет этого дня!», запечатлевшая победу советского воина над врагом на фоне пограничного столба с надписью «СССР». В плакатах 1943 года особое место занимала тема военного и дипломатического сотрудничества СССР со странами антигитлеровской коалиции. После подписания советско-английского договора о военном союзе (26 мая 1942 г.) и советско-американского соглашения о взаимной помощи (11 июня 1942 г.) художники-плакатисты начали уделять повышенное внимание формированию в советском обществе положительного образа союзников. Английские и американские солдаты стали изображаться на плакатах как братья по оружию и друзья советских людей, а единство стран антигитлеровской коалиции подчеркиваться с помощью традиционного сюжета: три солдата, над каждым из которых развивается флаг соответствующей союзной страны, громят вражеские войска и наносят удар по фашизму. Плакаты 1944 года ярко и эмоционально передавали радостное настроение, охватившее людей в связи с победами Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. В своих работах мастера плаката не просто воспевали героический подвиг советских воинов, но и призывали их к избавлению народов Европы от фашистского ига, к разгрому врага в его же берлоге. Тогда же у художников-плакатистов появилась и новая задача - мобилизация усилий народа на восстановление разрушенных врагом городов и сел, на возрождение заводов и фабрик, колхозов и совхозов в освобожденных от оккупантов районах. Плакатная летопись Великой Отечественной войны завершилась серией ярких и красочных работ, прославлявших великую Победу и подвиг героев-освободителей. Одним из последних плакатов военного времени стал лист А.А. Кокорекина «Победоносной Родине - слава!», который запечатлел грандиозный праздничный салют, устроенный в Москве 9 мая 1945 года в ознаменование победы над Германией. Толпы людей на улицах, атмосфера всеобщего ликования и ночное небо над Красной площадью, расцвеченное лучами прожекторов и искрами праздничных фейерверков - таким художник изобразил на плакате первый в истории день Победы. Героическая борьба за свободу и независимость подошла к концу. Под залпы салютующих орудий и всеобщее радостное ликование плакаты Великой Отечественной войны утратили свою актуальность и торжественно ушли в историю.