Театр теней зародился несколько тысячелетий назад – у народов Индии, Китая, Японии, Ирана. Его представления проходили ночью, от заката до рассвета. На бамбуковых шестах устанавливался огромный экран, за которым разжигался огонь. По другую сторону располагались зрители. Перед экраном садился рассказчик, а зрители – участники обряда – слушали и смотрели, возникавшие на экране картины из жизни богов, подвигах героев.
Индонезийский теневой кукольный театр его древнейший вид – ваянг-кулит или ваянг-пурво (кулит – кожаный, пурво – древний). Ваянг пурво — одно из древнейших и самых значительных явлений в истории культуры страны. В своих истоках он связан с культом предков и потому в прежние времена имел ритуальное значение. Плоские, с ажурным рисунком куклы этого театра сделаны из буйволовой кожи. У них острые стилизованные черты лица, голова всегда повернута в профиль, а руки подвижны. Деление спектакля на три части считается воплощением жизненного пути самого человека.
Театр кукол в Турции получивший наименование от главного героя представлений Карагез. По характеру главный персонаж — черноглазый плут и бабник, сходный с Петрушкой. Фигуры, которые участвовали в представлении, были изготовлены из кожи буйвола или верблюда. Кукловоды, должны были помнить наизусть все сюжеты представляемых ими пьес, а их могло быть до 29, на каждую ночь месяца Рамадан.
В Китае театр теней называют – «театр кукол из ослиной кожи». Техника вырезания фигур позаимствована из искусства народной бумажной вырезки. Основы сюжетов спектаклей театра теней берутся обычно из популярных романов, сказаний, музыкальных сказов, легенд, сказок, преданий, которые интересны и понятны простым китайским зрителям, особенно крестьянам.
С переходом на европейскую почву театр теней постепенно утратил религиозные корни и превратился в светское развлечение. Появилась такая разновидность кукольного вида искусства как настольный театр, в том числе настольный теневой театр.
Читать далее