Вернуться
1 из 11
Просмотрено 1 из 11
Мост Белелюбского: стальная жемчужина Боровичей
Мост Белелюбского: стальная жемчужина Боровичей
Аннотация
ПАМЯТНИК РУССКОГО МОСТОСТРОЕНИЯ В БОРОВИЧАХ Город рос и все более нуждался в мосте, который связал бы Торговую сторону со Спасской. Ранее эту задачу решал паром. А так как последний не мог одновременно принимать значительное число груза, то возы с раннего утра и до позднего вечера стояли на обеих сторонах реки, ожидая для себя очереди. Это представляло массу неудобств, причиняя материальные убытки купечеству и крестьянам. В летнее время, в момент наименьшего уровня воды в реке, устраивалось временное сооружение – деревянный понтонный мост. Впервые мысль о строительстве постоянного моста через реку возникла в 1874 году, была же претворена в жизнь только в 1902-1905 годах. В ноябре 1902 года в Боровичах состоялся крестный ход по поводу закладки нового моста. Мост через реку Мсту в Боровичах был сооружен по готовому проекту видных отечественных мостостроителей, инженеров путей сообщения Н.А. Белелюбского (1845-1922) и А.П. Пшеницкого (1869-1941). Городской мост в Боровичах – одно из немногих совместных творений этих выдающихся русских инженеров и ученых. Обладая выразительными архитектурными качествами и конструктивными особенностями, мост по праву является памятником отечественной инженерной мысли и строительного искусства начала ХХ века. Оригинальность конструкции моста состоит в использовании принципа напряженного лука. Арка, опираясь концами о берега, держит на себе всю тяжесть моста с передвигающимися по нему грузами. Чтобы во время большой нагрузки арка не переломилась, в ее центре сделано подвижное шарнирное устройство. Длина пролета моста 50 сажен (107 м). На строительстве моста было занято около ста рабочих. Часть работ выполнялась вручную, на трудоемких операциях использовалась техника: паровые краны английской фирмы, механизмы для забивки свай, различные системы блоков. Мост покрыли своеобразным «паркетом» – деревянными шашками-торцами. Езда по такой мостовой была менее тряской и шумной. Строительство закончилось к концу 1904 года, в марте 1905 года по мосту открылось движение. Сметная стоимость моста составила 155 тыс. рублей. П. Плавинский писал: «Постройкою этого моста М.Я. Шульгин приобрел себе неизгладимую благодарность общества и всех тех, которые пользуются им для скорой и удобной переправы». В 1912 году, когда Россия отмечала 100-летие Отечественной войны 1812 года, решением Городской управы мост получил название «Александровский», в честь императора Александра I. А в 1924 году, по случаю семилетия Октября, он получил новое название: мост имени Октябрьской революции. Так же стала называться и набережная на правом берегу Мсты. По указу Президента РФ в 1995 году мост был включен в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».
Творчество победителей