Вернуться
Портреты на экслибрисах
Портреты на экслибрисах
Аннотация
На выставке представлено около сорока экслибрисов из фондов музея: сюжетные экслибрисы с портретами русских писателей XIX-XX веков - А.С. Пушкина, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.А. Фета, А.С. Грина, А.И. Куприна, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, Б.Л. Пастернака, а также с портретами великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Экспонируемые экслибрисы принадлежали известным владельцам библиотек Г. Голубенскому, Л. Асперлаху, И. Эраму, А. Улитину, И. Зайчику, В. Селиванову, В. Пешкову, О. Бизонту, С. Барскому, В. Изофатову и др. Рождение экслибриса приходится на эпоху Возрождения, когда на смену гербовому знаку приходили портреты просвещенных владельцев книг. Еще два столетия назад экслибрис был библиотечным гербом владельца, передаваясь из поколения в поколение. В России экслибрисы появились в начале XVIII века. Первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, представители знати. В XIX веке владельцами значительных библиотек становились писатели, ученые и просто просвещенные люди, что способствовало массовому распространению экслибриса. Но в ХХ веке, который породил изящную и целостную, как произведение искусства, книгу, произошел настоящий ренессанс экслибриса. Он превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. Во многом это произошло благодаря тому, что в России к этому жанру обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Евгений Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Мстислав Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века. Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл – он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Сейчас, в начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается, но немного в новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку.