Вернуться
«Старины ревностные любители»: культура и искусство старообрядцев Новгородской земли
«Старины ревностные любители»: культура и искусство старообрядцев Новгородской земли
Аннотация
Выставка знакомит с культурой и искусством старообрядцев Новгородской земли. На ней представлены предметы, созданные либо бытовавшие в среде староверов Новгородской губернии и ныне хранящиеся в фондах Новгородского музея-заповедника. Также на выставке представлены произведения староверческого искусства, ныне хранящиеся в коллекции Новгородской старообрядческой поморской общины. Староверие является неотъемлемой частью культуры Новгородчины и насчитывает несколько веков своего развития, уходя корнями в православную культуру Древней Руси и Византии. В отдельное движение староверие выделилось после церковного раскола, вызванного реформами патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Началом раскола Русской церкви принято считать 1653 г., когда Московский патриарх Никон начал проводить реформы по унификации обрядности Русской церкви с опорой на образцы церквей, подчинявшихся Константинопольскому патриархату. В ходе реформы были изменены формы перстосложения, написание имени Христа («Иисус» вместо «Исус») и некоторые богослужебные тексты, в частности, «Символ веры». Все несогласные с решениями епископата Русской церкви составили собственное православное религиозное течение, получившее название старообрядчества. После смерти новгородского митрополита Макария III в Новгородской епархии реформу начинают насаждать более активно. В это время старообрядчество здесь заявило о себе более открыто. Против реформы выступил Соловецкий монастырь, выдержавший осаду с 1668 по 1676 год. В 1680-е гг. Московский патриарх Иоаким и правительница Софья начали суровые преследования инакомыслящих. Из следственных дел известно, что в 1670 — 80-е гг. старую веру в Новгороде и его окрестностях проповедовал псковский священноинок Варлаам. Также были выявлены активные «расколоучители» мирянин Тимофей, купец Павел Великолукский, казначей Антониева монастыря Григорий и др. Большинство проповедников староверия в новгородских землях были миряне. Поэтому здесь на долгие годы укоренилось беспоповское направление старообрядчества. Оно не принимает современное священство и отводит мирянам функции духовного управления в общинах. Это учение было провозглашено на прошедших в 1692 и 1694 годах новгородских старообрядческих соборах. Руководящую роль на них играл бывший дьячок из Крестецкого яма Феодосий Васильев. Он стал основателем самого распространенного до нач. ХХ в. старообрядческого «федосеевского» согласия. В кон. XVII в. в новгородских землях появляется также поморское согласие на р. Выг и р. Лекса в Обонежской пятине. Федосеевцы и поморцы в культурном строительстве ориентировались на новгородские и севернорусские духовные традиции. В 1720 г., после выхода указа Петра I о записи «раскольников» в двойной подушный оклад, поручиком Иваном Коптеловым были выявлены многочисленные «потайные раскольники» в Новгороде, Старой Руссе и Валдае. Ямщики Крестецкого яма в тот период времени поголовно исповедовали старообрядчество. Среди крупных деятелей новгородского староверия XVIII в. можно назвать крестецкого наставника Иоанна Дементьева, ученика Феодосия Васильева, а также Алексея Самойлова, выпускника Новгородской духовной семинарии, автора различных богословских трактатов. Старообрядчеству симпатизировали многие новгородские купцы, записывавшиеся в «раскол»: Грачевы, Кережины, Кучины и др. В тайной принадлежности к старообрядчеству обвинялся Михаил Сердюков – строитель Вышневолоцкой водной системы. В кон. XVIII в. центром федосеевского согласия становится Преображенское кладбище в Москве, а также богадельня на Малой Охте в Санкт-Петербурге. В это же время староверы Новгородской губернии получают право на легализацию и открытие собственных общин. Так появились первые легальные старообрядческие монастыри в Тихвине (1764 г.) и Старой Руссе (1787 г.). Тайные моленные имелись в Крестцах и Новгороде. В губернском центре моленная располагалась в Прусской улице. На правом берегу Волхова за городской чертой у новгородских староверов имелось и свое кладбище. В начальный период царствования Александра I по всей Новгородской губернии строятся новые моленные и основываются конфессиональные кладбища. Окончательно складывается территория распространения старообрядчества — значительную долю староверы составляли в населении Новгородского, Крестецкого, Старорусского, Валдайского и Тихвинского уездов. В меньшем количестве они проживали во прочих уездах, кроме Боровичского. В это время появляются беспоповские скиты в Новгородском и Череповском уезде. В XIX в. известны небольшие общины старообрядцев-поповцев (принимавших беглых священников из Синодальной церкви) — в Валдае, Зайцевском яму и Демянском уезде. Официальная статистика насчитывала в XIX веке не более 10 000 старообрядцев. Однако благодаря «счислению раскольников» чиновником МВД Ю. К. Арсеньевым выяснилось, что в середине XIX века их было свыше 80 000 душ, причем в Крестецком уезде они составляли треть населения. После издания манифеста о веротерпимости 1905 года, в Новгородской губернии было зарегистрировано 37 старообрядческих общин федосеевского и поморского согласия и 2 общины старообрядцев-поповцев белокриницкого и белокриницкого-неокружнического согласий. Все они находились в прежнем ареале распространения старообрядчества, который оставался неизменным и в советские годы. После революции большинство общин и храмов были ликвидированы, а новгородские староверы не имели зарегистрированных служителей. Несмотря на это, в Новгородской области продолжали нелегальную деятельность старообрядческие общества в Старой Руссе, Крестцах, Сольцах, а также в Крестецком, Чудовском, Новгородском, Солецком, Волотовском, Парфинском, Старорусском, Поддорском, Холмском, Демянском, Валдайском, Маловишерском и Пестовском районах. Лишь в 1985 году была зарегистрирована Старорусская община старообрядцев поморского согласия, в пользование ей передан храм Николы Чудотворца (XIV – XVIII вв.). В 1989 году зарегистрирована Новгородская поморская община, занявшая храмовый комплекс бывшего Михалицкого монастыря (XIV – XVIII вв.). В 2014 году зарегистрирована Крестецкая поморская община. Все названные общины относятся к юрисдикции Древлеправославной Поморской Церкви (беспоповское согласие). Кроме них постоянно действуют группы в Волотовском, Маловишерском и Валдайском районах. В 2001 году зарегистрирована Новгородская община Русской Православной Старообрядческой Церкви (поповское согласие). Кроме нее, старообрядцы-поповцы имеют действующие группы в Маловишерском и Демянском районах.