Вернуться
8 из 106
Просмотрено 8 из 106
«Деревенские щёголи». Мужской костюм XIX - первой половины XX вв. из фондов Новгородского музея-заповедника
«Деревенские щёголи». Мужской костюм XIX - первой половины XX вв. из фондов Новгородского музея-заповедника
Аннотация
К середине XIX в. на территории Европейской России сложился определенный комплект одежды парней и молодых женатых мужчин «на выход», многие элементы которого заимствованы из близлежащих городов, чаще всего из Санкт-Петербурга. Молодого человека, вернувшегося после заработков в свою деревню в новой одежде называли «питенбур», «петербур», «питерщик». Парень, выделяясь среди деревенских ровесников не толь-ко костюмом, но и манерой поведения, слыл опытным, «поднаторевшим» в городской жизни. Аксессуары, подарки - «гостинцы», приобретенные на заработках в городе, должны были быть непременно редкими в деревне, они являлись своеобразным символом пройденного испытания. «Городской» вид добавлял почета и уважения молодому человеку, но вызывал осуждение у консервативно настроенных представителей старшего поколения, ратующих за «прежнюю старину». ёголи (бахвалы) любили показать и похвастаться своим дорогим костюмом. В но-вомодном наряде посещали церковную службу, деревенские праздники, ярмарки, фото-графировались на «патреты». «Питенбур» - выглядел в праздник так: «брюки на улицу, то есть поверх смазанных сапог, в пинжаке, жилете, белой крахмальной сорочке, при часах» и картузе. Вся одежда должна быть сшита из материала, купленного на ярмарке, или приобре-тена в городе. На смену деревенским портам из домотканины пришли брюки, льняным рубахам - «косовороткам» - рубашки из шелка и атласа. Особой стати мужской фигуре добавлял жилет, надетый поверх рубашки. Часы с цепочкой относились к предметам роскоши, демонстрировали достаток крестьянской семьи и приобретались уже для совершеннолетнего сына, который начинал «женихаться». «Франтоватые» парни и мужчины укладывали часы в карман жилетки, а цепочку продевали через прорезную петлю таким обра-зом, чтобы она свешивалась и была хорошо видна. Молодые люди на голове носили кожаные или матерчатые картузы, а также шапки. По праздникам картузы украшали по околышу шелковой лентой или тесьмой, за которую в нескольких местах затыкали живые цветы. В молодёжном обществе наряду со щегольством ценились опрятность, храбрость, ловкость и проворство. Обязательным дополнением к костюму щёголя на гуляниях были трости, заимствованные из обихода высших сословий. Первоначально, в деревне их носили для престижа, позднее трости использовались уже в качестве оружия в праздничных столкновениях между парнями и поэтому превратились в символ личного ухарства и молодечества. Праздничная одежда, дополненная артефактами городского «чужого» мира демонстрировала имущественный достаток и возрастную состоятельность деревенских парней и молодых женатых мужчин.
«Деревенская кузница». Кузница из д. Спас-Пископец Новгородского района
«Жить мне оставалось не более минуты…». Каторжный период в судьбе и творчестве Ф.М. Достоевского