Сергей Нечаев (1847–1882) - революционер, нигилист, идеолог революционного террора, был сыном иваново-вознесенского мещанина, не получившим систематического образования, однако сумевшим сдать экзамен на звание учителя приходского училища. Он, лелея собственные и родительские надежды, попытался поступить в столичный университет. И хотя попытка оказалась неудачной, это стало возможностью оказаться в самой гуще общественно-политических событий, оставшись в университете вольнослушателем. После выстрела Каракозова в 1866 г. правительство стало принимать ряд реакционных мер, которые также отразились и на студенческих свободах: были запрещены любые сходки, кассы взаимопомощи и распространенные тогда студенческие библиотеки. Эти действия властей стали сигналом к пробуждению Нечаева, и он, перебегая от одного кружка недовольных студентов к другому, приступил к подстрекательству. Целью Сергея было вывести студентов на антимонархические демонстрации, спровоцировать их массовое отчисление и тем самым заставить оставшуюся студенческую среду кипеть от недовольства за судьбы их товарищей.
Молодыми и еще болеющими юношеским максимализмом студентами было легко управлять, тогда как до их будущего и последствий Сергею Нечаеву дела не было. Образование он презирал, считая, что познания в химии, физике и других науках полезны только в том случае, если они могут стать «наукой разрушения», как он назвал ее позднее в «Катехизисе революционера». А для себя Сергей Нечаев выработал особые алгоритмы решения ее задач: провокация и мистификация.
Всё это закончилось бегством от властей в Швейцарию – второй дом русской политической эмиграции. За границей он продолжил деятельность провокатора. На имя тех своих знакомых, кто уже давно был взят на карандаш тайной полицией, Нечаев стал посылать письма, намекающие на участие этих людей в его антиправительственной организации. По-видимому, ожидания его оправдались: письма были проверены бдительными цензорами и последовали аресты. Самого Нечаева к лету 1869 года объявили особо опасным государственным преступником. Иллюзия надвигающейся революции была успешно создана.
За границей Нечаев познакомился с идеологами революции Бакуниным, Герценом и Огарёвым, которые оказали ему финансовую помощь. В Швейцарии Нечаев в соавторстве с анархистом Бакуниным издал «Катехизис революционера» – этическую основу революционного террора, главной задачей которого было разрушение государства.
Легенда о силе русского революционного движения оказалась столь удачной, что Нечаев использовал ее и в ходе дальнейшей вербовки членов «Общества народной расправы». Он представлял себя создателем системы революционных ячеек, рассеянных по всей России и возглавляемых таинственным Комитетом. Однако на деле такая организация пока существовала только в его голове.
Вернувшись в Россию с мандатом от авторитетных революционеров-эмигрантов, он основал тайное общество «Народная расправа». Его участниками были в основном студены Петровской сельхозакадемии (ныне Тимирязевской).
Жесткий централизм и безоговорочное подчинение самому Нечаеву вызвали сопротивление со стороны одного из участников – студента Иванова. Поводом для расправы стал отказ Иванова расклеивать листовки в академии. В соответствии с «катехизисом революционера», его приговорили к смерти. Дабы разделить ответственность, Нечаев привлёк к исполнению убийства ещё четырёх соратников.
После ликвидации Иванова, Нечаев спешно бежал в Швейцарию, а прочие участники расправы были арестованы, осуждены на длительную каторгу и подвергнуты гражданской казни
Сам же Нечаев через три года был выдан из Швейцарии российскому правосудию и после суда пожизненно помещён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Там он и умер через десять лет заключения в возрасте 35 лет.
История убийства студента Нечаевым и его подельниками вошла в основу сюжета романа Ф.М. Достоевского «Бесы».
В Российской империи началась эпоха революционного политического террора, продлившаяся более полувека вплоть до октября 1917 года. И террор достигал своей цели. Империя жила в атмосфере хаоса и страха. За более, чем полувековой период жертвами революционного террора стали порядка 17 тыс. человек.
Выставка включает книги, открытки и иллюстрации из фонда Дома-музея Ф.М. Достоевского.
Для Ф.М. Достоевского процесс нечаевцев послужил главной причиной создания одного из величайших романов в русской классической литературе – «Бесы». Личность же Сергея Нечаева стала прототипом для главного героя произведения – Петра Верховенского, политического авантюриста и фанатика-убийцы, чья деятельность определяется по формуле «Катехизиса» – «кто не с нами, тот против нас». Об обстоятельствах процесса Достоевский знал крайне мало, так как в то время, в начале 1870 г., находился за границей. Поэтому, ««Ни Нечаева, ни Иванова, ни обстоятельств того убийства, - сообщал ещё в 1870 г. Достоевский, - я не знал и совсем не знаю, кроме как из газет». Скорее всего, одной из таких газет были «Московские ведомости».
В романе «Бесы» Достоевский не стремился пересказать происходившие с 1869 по 1871 гг. события. Он также не пытается досконально отобразить Нечаева со всеми его особенностями в виде такого персонажа, как Верховенский.
Какова же была основная цель Ф.М. Достоевского при написании романа на основе событий «Процесса нечаевцев»? По словам самого автора, «я хотел поставить вопрос и, сколько возможно яснее, в форме романа дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны - не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев?». Из этого утверждения можно сделать вывод, что Достоевского более всего интересовало, из какой среды могут вырастать так называемые «Нечаевы», кто они такие и каково их мировоззрение и кем по складу личности должны быть те люди, кто слепо следуют за ними.
На страницах своего романа Достоевский выступает против распространенного обвинения в адрес современной ему молодежи, из среды которой и возникли «нечаевцы», в «праздности и недоразвитости». Писатель сравнивает «нечаевцев» с петрашевцами, в рядах которых он некогда пребывал, утверждая: «я сам старый "нечаевец", я тоже стоял на эшафоте, приговоренный к смертной казни, и уверяю вас, что стоял в компании людей образованных». Высказывание о принадлежности Достоевского к «нечаевцам» слишком громкое и неоправданное, однако основная мысль писателя ясна – не всегда бунтари или последователи бунтарей являются недоучками, разгильдяями и ленивцами. По мнению автора «Бесов», зачастую это «…молодежь прилежная, горячая, именно учащаяся и даже с хорошим сердцем, а только лишь дурно направленная..»
Что касается убийства нечаевцами студента Иванова, то здесь, по мнению Достоевского, «безо всякого сомнения, представлено было убийцей Нечаевым своим жертвам "нечаевцам" как дело политическое и полезное для будущего "общего и великого дела"». Писатель считал первопричиной доверия и расположенности молодежи к таким, как Нечаев, именно искусную ложь последнего.
Достоевский, относясь к нечаевцам с явным сочувствием, все же видел причины их доверчивости таким, как Нечаев, в них самих, в их подверженности чужому влиянию. Что касается самого Нечаева, то на страницах своего романа писатель постарался продемонстрировать всю отвратительность подобных личностей и показать, насколько далеко они могут зайти со своими радикальными идеями и ненавистью к обществу.
Читать далее