Множество игрушек пришло к нам из мира книг. Не удивительно, что такие игрушки вызывают сегодня теплые воспоминания у старшего поколения и интерес к игрушкам бабушек и дедушек у современных детей, особенно, если с игрушкой связана какая-то история.
Дети «советского периода» воспитывались на героях книг. Значит, появилась потребность и в соответствующих игрушках. Большинство обычных «развлекающих» игрушек проходили как воспитывающие характер или же познавательные. Прежде всего, влияющими на характер относились игрушечные воплощения персонажей детских книг, комиксов, сказок, мультфильмов. Советским детям покупали резиновых Карандаша и Карлсона, пластмассовых Буратино и Кота в сапогах, плюшевых Чебурашку и Винни-Пуха, не считая многих других книжных героев.
А сколько настольных игр выпущено по книгам! Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что у героев были добрые лица. Игрушка напоминала о том мультфильме или сказке, по которой была сделана, – а значит, и о нравственном уроке, который ребёнок должен был вынести из увиденной или прочитанной истории. Буратино напоминал о дружбе и взаимовыручке, Кот в сапогах – о находчивости и хитрости, Винни-Пух – о любознательности, Карандаш – о творческом подходе к решению трудных вопросов.
Одни и те же игрушки, одни и те же образы переходили от поколения к поколению. Дети 1950-60-х и даже 1970-х годов играли, по большей части, в одни и те же игрушки. Это значит, что детский мир предшествующего поколения был понятен следующему. То есть они могли найти между собой общий язык. И советская игрушка в ее относительной неизменности была показателем такого общего языка. А советская литературная игрушка свидетельствовала о наличии общего книжного поля у разных поколений.
Читать далее