Праздничная культура является результатом многовекового опыта народа. Она включает в себя календарные праздники, а также местные, храмовые и заветные. В новой экспозиции, кроме основных праздников весенне-летнего периода (Егорьев день, Нилов день, Троица, Иванов день, Петров день, Ильин день, Спас медовый, Спас яблочный, Спас ореховый), планируется показ праздников зимнего и осеннего сезонов (Рождество. Святки, Масленица, Пасха, Рождество Богородицы, Покров, Кузьминки). Холостая молодежь должна была обязательно участвовать в гуляньях. Нарушение этого правила порицалось общественным мнением и даже рассматривалось как большой грех, за который можно было поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством.
Религиозным сознанием людей праздники воспринимались как нечто священное, противоположное будням – повседневной жизни. Крестьяне говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Общение на праздниках не было поголовным, безрассудным пьянством, а, в общем, это была школа, где делились между собою знаниями и опытом. Молебны, крестные ходы, общие праздничные гуляния сближали людей, способствовали укреплению родственных связей, давали передышку в череде тяжелых работ, отвлекали от семейных проблем. Совместное времяпрепровождение вызывало иллюзию равенства, а значит, снимало социальную напряженность в обществе.
Читать далее