Вернуться
г. Великий Новгород «Зимний быт новгородских крестьян (вторая половина XIX – первая треть ХХ вв)». Изба Царёвой Е.И. из д. Пырищи Крестецкого района
г. Великий Новгород «Зимний быт новгородских крестьян (вторая половина XIX – первая треть ХХ вв)». Изба Царёвой Е.И. из д. Пырищи Крестецкого района
Место проведения
г. Великий Новгород, МНДЗ «Витославлицы»
Аннотация
Изба Царевой Евдокии Ивановны приобретена Новгородским музеем и перевезена в «Витославлицы» в 1978 г. Изба расположена в центральном «Притрактово-Мстинском» секторе музея деревянного зодчества, с южной стороны «улицы», лицевым фасадом на север. С 1984 г. в избе представлена экспозиция «Зимний быт новгородских крестьян» (II половина XIX - I треть ХХ в.), автором которой являлся Михаил Иванович Васильев, (1957-2016), известный исследователь русской традиционной культуры, доктор исторических наук. Зима – самое продолжительное время года на Русском Севере. На новгородской земле она длилась 5-6 месяцев. В некоторых местах России ее делили на три части: первозимье – время от Покрова до Рождества (25 декабря по старому стилю), середина зимы – от Рождества до Масленицы («большой мясоед») и заключительная часть – с Масленицы до Благовещенья (до 25 марта по старому стилю). С наступлением холодов центр крестьянской жизни перемещался с улицы в избу. Ритм крестьянской жизни несколько замедлялся. Однако хозяйство требовало неустанных забот в любое время года. Поэтому каждый занимался своим делом. Женщины готовили пойло скоту и доят коров, топят печи, варят пищу. Корм задавали три раза в день. Утром и вечером хозяйка «запаривала» мякину. Этот процесс представлен в экспозиции: принесенные в ведре отходы от молотьбы хлеба – «мякину», «полову» - она обваривала горячей водой, достанной из печи. Затем мякину вываливали в «лохань» - большую кадку (часто на длинных ножках), над которой подвешивали рукомойник – и доливали горячей и холодной водой. После этого приготовленное пойло ковшом или шайкой хозяйка разливала в ведра и разносила скоту. Такое пойло предназначалось коровам и овцам. Лошадей поили холодной водой, сдобренной иногда мукой. Для воды у порога избы или в «чулане» зимой ставили большую кадку, вмещавшую до 10-20 ведер воды. Ношение воды в русской деревне было исключительно женским занятием. Это вырабатывало у них особенно плавную походку, так хорошо заметную в весенне-летних хороводах. Главным женским занятием зимою становились обработка льна, а среди работ, связанных с его переработкой, особой трудоемкостью и длительностью отличались прядение и ткачество. Пряли в семье все: от мала до велика. Девочки и женщины работали на дому, девушки устраивали коллективные работы – «супрядки» («беседы», «посиделки» и т.п.), которые выходили за рамки обычного трудового процесса, являясь еще и одной из основных форм добрачных отношений молодежи. Осень и начало зимы – время массового забоя птицы и мелкого скота. Он приурочивался к переводу скота на стойловое содержание, которое требовало дополнительных расходов кормов и, кроме того, было наиболее рациональным и с точки зрения сохранения мясных продуктов. Забивал («колол») овец хозяин. Зарезанную овцу подвешивали за задние ноги во дворе напротив ворот. Шкуру начинали снимать с задних ног, затем с туловища – «чулком». Работали при этом пальцами и кулаком, а кое-где и подрезали ножом. Шкуру вешали в избе, продевая ее на палку, а в середину закладывали груз – камень и длинное полено, чтобы растянуть шкуру. Дети при катаниях использовали «ледянки» («ильдянки», «ледни» и т.п.). Как правило, они вырубались целиком изо льда и представляли собой круг или овал до 50 см в поперечнике. Ледянки очень часто кололись при столкновениях, а также быстротечных ссорах катающиеся. Кое-где их подмораживали снизу навозом. В лаптях и на коньках чаще съезжали, присев на корточки