Колокола... Низкие и высокие, густые и тяжелые, легкие, серебристые, грустные и веселые, их голоса всеми народами мира во все времена воспринимались как дар неба — исцеляющий, возвышающий, защищающий человека, его род, его дом.
Откуда пошли, когда появились колокола? Как они рождаются и сколько живут? Желание узнать это и многое другое о колоколах и приводит людей в колокольный музей. Когда имеешь возможность видеть рядом древнекитайский колокольчик XVI в. до н. э. и русский колокол XVI в. н. э., итальянский кампан XII в. и корабельную рынду XX в., буддийский ветровой колокольчик XVII в. и валдайский ямской начала XIX в., то невольно задумываешься над тем, что на протяжении многих тысячелетий колокола были тем немногим, но стабильно необходимым, что связывало людей разных стран, верований и культур. И при этом как все вечное и совершенное, кажется, совсем не претерпевали никаких внешних изменений. Пастуший колокольчик XVI в. до н. э. из Древнего Китая ничем особым не отличается от коровьего ботала, сделанного в кузнице Ромкиных в с. Едрово в 1930 г. Также как и китайский, едровский колокольчик, сделанный XXXVI столетий спустя, скован из железа, склепан, а не отлит, имеет глухой, неяркий голос. Но внешняя непритязательность обоих колокольчиков компенсируется четко выверенной внутренней сутью предмета—оберега, отпугивающего все злое. И если Восток считал главной функцией колокола способность отгонять зло, то Запад — умение привлекать добро красотой колокольной формы и голоса.
Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г. и размещается в архитектурном памятнике XVIII столетия путевой дворцовой церкви во имя Великомученицы Святой Екатерины, построенной по проекту Н.А. Львова для императрицы Екатерины II.
Читать далее