Вернуться
1 из 51
Просмотрено 1 из 51
Верейский Г.С. Портрет Б.М. Кустодиева из альбома «Русские художники». 1921 г.
Верейский Г.С. Портрет Б.М. Кустодиева из альбома «Русские художники». 1921 г.
Наименование, название
Портрет Б.М. Кустодиева из альбома «Русские художники»
Датировка
Материал, техника
бумага; автолитография
Размер
39х29,5 см (лист); 30х24,2 см (оттиск)
Место создания/находки
РСФСР, г. Петербург
История предмета
Верейский Георгий Семенович (1886-1962 гг.), русский художник, мастер станковой графики, представитель "тихого искусства"; действительный член АХ СССР (1949), народный художник РСФСР (1962). Родился в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина) 18 (30) июля 1886 г. в семье предпринимателя. В 1895 г. семья переехала в Харьков. Г.С. Верейский учился в студии Е.Е. Шрейдера (1901 - 1905 гг.) и в Петербурге, в Новой художественной мастерской (1913 - 1916 гг.), в частности у М.В. Добужинского и А.П. Остроумовой-Лебедевой. Арестованный в 1905 г. за участие в революционном движении, был выпущен на поруки и уехал за границу, побывав в 1906 - 1907 гг. в Австрии, Германии и Италии. Обосновавшись в 1911 г. в Петербурге, получил юридическое образование, окончив университет. С 1915 г. - член объединения "Мир искусства". Придерживаясь консервативно-романтической стилистики с элементами строгого классицизма в гармонически-уравновешенных, спокойных композициях, - работал в различных техниках. Был виртуозом литографии и офорта, предпочитая черно-белые, но богатые оттенками тональные гаммы. Создал литографические альбомы "Деревня" (1924), "Портреты русских художников" (1922 и 1927), "Русские писатели" (выпуски 1-2, 1928-1929), портреты летчиков для альбома "Военно-Воздушный флот СССР" (1932-1936), серию портретов деятелей культуры (1944-1961; часть была удостоена Сталинской премии 1946 г.). В годы блокады Ленинграда участвовал в работе "Боевого карандаша", исполнил цикл портретов летчиков Балтийского флота (Сталинская премия 1946 г.). Не раз выполнял, как явствует и из этого списка, и вполне официальные заказы, однако практически стал - нередко и в самих этих заказах - мастером "тихого искусства", который неизменно подчеркивал в образах не какие-то идеологические сверхзадачи, а момент внутреннего духовного созерцания. Поэтому лучшие его портреты (к примеру: А.Н. Бенуа, 1924; С.С. Прокофьева, 1927; И.А. Орбели, 1940; К.А. Федина, 1940; Е.Е. Лансере, 1944; С.Т. Коненкова, 1954) принадлежат к редким по точности и художественному качеству образцам исторической иконографии. Плодотворно работал и в сфере лирического пейзажа (виды Харьковщины и Ленинграда с окрестностями). Активно работал как музейный деятель (в 1918 - 1930 гг. служил в гравюрном отделе Эрмитажа) и педагог (преподавал в Высшем институте фотографии и фототехники (с 1918), Центральном училище техн. рисования (1918 - 1919), ВХУТЕМАСе (1921 - 1923), Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) 1918 - 1922 и других институтах). Важной художественной школой была и Экспериментальная литографская мастерская ЛОСХа (Ленинградское отделение Союза художников), созданная Верейским (1937 - 1940 гг.). С 1915 г. жил на Большом проспекте Васильевского острова, д.24 (мемориальная доска). Умер Верейский в Ленинграде 18 декабря 1962 г. Похоронен на Богословском кладбище.
Коллекция
Живопись, графика, скульптура
Музейный номер
НГМ КП 44547/391 СГ-2512
Верейский Г.С. Портрет П.И. Нерадовского из альбома «Русские художники». 1921 г.