Вернуться
3 из 51
Просмотрено 3 из 51
Верейский Г.С. Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой из альбома «Русские художники». 1921 г.
Верейский Г.С. Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой из альбома «Русские художники». 1921 г.
Наименование, название
Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой из альбома «Русские художники»
Датировка
Материал, техника
бумага; автолитография
Размер
39х29,5 см (лист); 31х24,2 см (оттиск)
Место создания/находки
РСФСР, г. Петербург
История предмета
Верейский Георгий Семенович (1886-1962 гг.), русский художник, мастер станковой графики, представитель "тихого искусства"; действительный член АХ СССР (1949), народный художник РСФСР (1962). Родился в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина) 18 (30) июля 1886 г. в семье предпринимателя. В 1895 г. семья переехала в Харьков. Г.С. Верейский учился в студии Е.Е. Шрейдера (1901 - 1905 гг.) и в Петербурге, в Новой художественной мастерской (1913 - 1916 гг.), в частности у М.В. Добужинского и А.П. Остроумовой-Лебедевой. Арестованный в 1905 г. за участие в революционном движении, был выпущен на поруки и уехал за границу, побывав в 1906 - 1907 гг. в Австрии, Германии и Италии. Обосновавшись в 1911 г. в Петербурге, получил юридическое образование, окончив университет. С 1915 г. - член объединения "Мир искусства". Придерживаясь консервативно-романтической стилистики с элементами строгого классицизма в гармонически-уравновешенных, спокойных композициях, - работал в различных техниках. Был виртуозом литографии и офорта, предпочитая черно-белые, но богатые оттенками тональные гаммы. Создал литографические альбомы "Деревня" (1924), "Портреты русских художников" (1922 и 1927), "Русские писатели" (выпуски 1-2, 1928-1929), портреты летчиков для альбома "Военно-Воздушный флот СССР" (1932-1936), серию портретов деятелей культуры (1944-1961; часть была удостоена Сталинской премии 1946 г.). В годы блокады Ленинграда участвовал в работе "Боевого карандаша", исполнил цикл портретов летчиков Балтийского флота (Сталинская премия 1946 г.). Не раз выполнял, как явствует и из этого списка, и вполне официальные заказы, однако практически стал - нередко и в самих этих заказах - мастером "тихого искусства", который неизменно подчеркивал в образах не какие-то идеологические сверхзадачи, а момент внутреннего духовного созерцания. Поэтому лучшие его портреты (к примеру: А.Н. Бенуа, 1924; С.С. Прокофьева, 1927; И.А. Орбели, 1940; К.А. Федина, 1940; Е.Е. Лансере, 1944; С.Т. Коненкова, 1954) принадлежат к редким по точности и художественному качеству образцам исторической иконографии. Плодотворно работал и в сфере лирического пейзажа (виды Харьковщины и Ленинграда с окрестностями). Активно работал как музейный деятель (в 1918 - 1930 гг. служил в гравюрном отделе Эрмитажа) и педагог (преподавал в Высшем институте фотографии и фототехники (с 1918), Центральном училище техн. рисования (1918 - 1919), ВХУТЕМАСе (1921 - 1923), Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) 1918 - 1922 и других институтах). Важной художественной школой была и Экспериментальная литографская мастерская ЛОСХа (Ленинградское отделение Союза художников), созданная Верейским (1937 - 1940 гг.). С 1915 г. жил на Большом проспекте Васильевского острова, д.24 (мемориальная доска). Умер Верейский в Ленинграде 18 декабря 1962 г. Похоронен на Богословском кладбище.
Коллекция
Живопись, графика, скульптура
Музейный номер
НГМ КП 44547/394 СГ-2515
Верейский Г.С. Портрет П.И. Нерадовского из альбома «Русские художники». 1921 г.
Эстамп. Верейский Г.С. Портрет О.Э. Браза из альбома «Русские художники». 1922 г.