Вернуться
5 из 25
Просмотрено 5 из 25
Илия Пророк в пустыне, питаемый вороном. Роспись южного аркосолия алтарной апсиды. 1199 г.
Илия Пророк в пустыне, питаемый вороном. Роспись южного аркосолия алтарной апсиды. 1199 г.
Наименование, название
Илия Пророк в пустыне, питаемый вороном. Роспись южного аркосолия алтарной апсиды
Датировка
Организация-изготовитель
Новгородские мастера
Описание
И сказал Илия, Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. И было к нему слово Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. (3 Цар. 17:1-6) В аркосолии врезанном в южном полукружии алтарной апсиды, изображена сцена Ильи Пророка, питаемого вороном. Нижняя часть композиции имеет сильные потёртости и множественные утраты. Илья Пророк изображен на фоне горок, с заснеженными вершинами. Левая по цвету интенсивней, чем правая. Тёмные горки противостоят своим цветом охряно-коричневой одежде Ильи. Фигура изображена в фас, правое плечо выше левого, откинута, дана в три четверти, обращена наверх к летящему ворону, держащему хлебец в клюве. Правая рука утрачена, левая повернута ладонью к зрителю, согнута в локте и пальцами тянется вверх. Волосы завиваются, растрёпаны, концы загнуты, ощущение движение, они контрастно выходят на охряный нимб. На правом плече пряди завитых волос. Длинная борода и усы заканчиваются сильно закрученными волосками. Волосы и борода покрыты зеленовато-голубоватым тоном по охре. Лицо у Пророка очень выразительно. Устремленные глаза вверх -белые, зрачки утрачены. Можно угадать, что они были повернуты вверх к ворону. Нос длинный, прямой, внизу со свислым, немного загнутым концом. Внутри аркосолия на арке изображен растительный орнамент, окаймленный снаружи красно-коричневым обрамлением. Помещение этой композиции в алтаре говорит нам о связи с ветхозаветным прообразом Евхаристии.
Памятник
Церковь Спаса в Нередице, 1198 г.
Коллекция
Стенопись храмов
Святая великомученица Фёкла. Роспись аркосолия северного простенка западного нефа. 1199 г.
Святой Петр Александрийский. Роспись северного аркосолия центральной апсиды. 1199 г.