И сказал Илия, Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву:
Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.
И было к нему слово Господне:
Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана;
Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там.
И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана.
И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.
(3 Цар. 17:1-6)
В аркосолии врезанном в южном полукружии алтарной апсиды, изображена сцена Ильи Пророка, питаемого вороном.
Нижняя часть композиции имеет сильные потёртости и множественные утраты.
Илья Пророк изображен на фоне горок, с заснеженными вершинами. Левая по цвету интенсивней, чем правая. Тёмные горки противостоят своим цветом охряно-коричневой одежде Ильи. Фигура изображена в фас, правое плечо выше левого, откинута, дана в три четверти, обращена наверх к летящему ворону, держащему хлебец в клюве. Правая рука утрачена, левая повернута ладонью к зрителю, согнута в локте и пальцами тянется вверх. Волосы завиваются, растрёпаны, концы загнуты, ощущение движение, они контрастно выходят на охряный нимб. На правом плече пряди завитых волос. Длинная борода и усы заканчиваются сильно закрученными волосками. Волосы и борода покрыты зеленовато-голубоватым тоном по охре. Лицо у Пророка очень выразительно. Устремленные глаза вверх -белые, зрачки утрачены. Можно угадать, что они были повернуты вверх к ворону. Нос длинный, прямой, внизу со свислым, немного загнутым концом. Внутри аркосолия на арке изображен растительный орнамент, окаймленный снаружи красно-коричневым обрамлением.
Помещение этой композиции в алтаре говорит нам о связи с ветхозаветным прообразом Евхаристии.
Читать далее