Вернуться
35 из 45
Просмотрено 35 из 45
Святая жена (Ольга?). Фреска южной стены диаконника
Святая жена (Ольга?). Фреска южной стены диаконника
Наименование, название
Святая жена (Ольга?). Фреска южной стены диаконника
Размер
Фрагменты композиции «Святая жена»: 110x100 см и 20x70 см, слева 65x15 см, справа 75x25 см. Изначальный её размер 245x150 см. Под композицией отдельно расположенный фрагмент другой композиции 20x22 см.
Аннотация
На южной стене диаконника сохранилась композиция «Святая жена (Ольга?)».
Описание
От композиции «Святая жена» сохранились: верхняя часть изображения, фрагмент нижней части с изображением одежд и разгранки, все эти части объединены реставрационными вставками. Сохранилось изображение тёмного красно-коричневого нимба, лика, обеих рук. Слева и справа от изображения нимба видны контуры предварительного авторского рисунка. Верхние красочные слои лика утрачены, плохо, но читаются контуры: глаз, носа, губ, подбородка, написанные серой краской. На щеках просматривается румянец, губы алого цвета. Голова в сравнении с туловищем крупнее, пропорции фигуры при написании были умышленно нарушены художниками, т.к изначально храм был одноэтажным и пространство диаконника высокое и узкое. Святая предстоит в молитвенном обращении к Иоанну Предтече, представленном на восточной стене. Одета в тёмный красно-коричневый хитон, он просматривается на запястьях рук и в нижней части сохранившегося фрагмента. Цвет нимба и хитона одного цвета. Ю. Н. Дмитриев в описании одежды святой, упоминает о синем исподе . Поверх хитона красный мафориий, на нём хорошо видны складки, выполненные полупрозрачной серо-голубой краской. На сохранившихся фрагментах левой части композиции просматриваются: вертикальная красная разгранка, ограниченная с внутренней стороны белой линией, фон лилового цвета с горизонтальной белой линией, по-видимому отделяющей фон от позёма и горизонтальная нижняя разгранка. В левой части композиции много красных набрызгов авторской краски: на лике, на кисти левой руки, на фоне. Так же на фоне имеются набрызги белой краски. На сохранившихся фрагментах правой части композиции просматриваются: вертикальная красная разгранка, ярко-красная горизонтальная полоса поздней записи, а под ней многослойные розовые покраски, в утратах которых просматривается красная нижняя горизонтальная разгранка. Горизонтальная полоса поздней записи проходит по всем трём композициям диаконника и двум композициям с изображением юных воинов расположенных на склонах арки проёма в диаконник. Эта полоса появилась после того как был пробит проход в алтарь и растёсано окно на восточной стене, вследствие постройки междуэтажного сводчатого перекрытия. В 1954-1956 гг. храм после разрушения был восстановлен по первоначальным формам и новые проёмы окон и проходов в интерьере были заложены и оштукатурены. В верхней части справа от изображения святой проходит металлическая связь, соединяющая южную и северную стены. На расстоянии 56 см, от фрагментов композиции «Святая жена» на кладке в правой части южной стены диаконника расположен фрагмент, другой композиции 20x22 см, изображение на нем не читается. В полукоробовом своде диаконника живописи нет, он оштукатурен позднее, чем написана ниже расположенная живопись, т. к. в местах их примыкания штукатурка сделана внахлёст на роспись.
Памятник
Церковь Николы на Липне, 1292 г.
Коллекция
Стенопись храмов
Святой Иоаким. Фреска северной стены жертвенника
«Сретение». Роспись на южной стене восточного рукава