Экспонаты
Рождество Варфоломея
Рождество Варфоломея
Наименование, название
Рождество Варфоломея
Размер
Описание
Композиция сохранилась не полностью. Фрагмент в верхней части был утрачен при обрушении первоначального свода и устройстве нового предположительно в конце XVII - начале XVIII вв. Большой фрагмент в правой части утрачен, вероятно, при капитальном ремонте храма в 1889 г., когда живописная композиция вместе со штукатурным основанием была снята со стены. Композиция расположена в верхнем регистре западной стены и открывает житийный цикл, представленный в церкви Сергия Радонежского. Вписана в треугольную форму, обрамленную широкой полосой красно-коричневой огранки. Образцом для данной композиции послужил известный в византийском и древнерусском искусстве сюжет «Рождество Богородицы» в сокращенном варианте с минимальным количеством фигур. Композиция разделена на две части. Левую, меньшую, часть занимает изображение горок, не принятое в изображении «Рождество Богородицы». Горки трактованы в характерной для новгородской иконописи манере - в форме лещадок. Правую, большую, часть композиции составляет сцена «Рождество Варфоломея». В центре изображено невысокое ложе с сидящей фигурой матери Варфоломея - Марии. Центральную композиционную ось подчеркивает изображенная над ложем высокая палатка с двускатным завершением. Архитектурный фон трактован условно. Центральная палатка объединена кулисами с расположенными слева от зрителя колонной и справа - второй палаткой с узким дверным проемом. Колонна - символ Богоматери, столпа «огнеоблачного», утверждающего церковь на земле. У ног Марии изображена служанка, сидящая рядом с купелью и готовящаяся к омовению младенца. Невысокая преграда отделяет сидящую фигуру служанки от изображенных выше двух фигур женщин, направляющихся к ложу Марии. Нижняя часть фигур скрыта преградой. В руках одной из женщин - большая плоская чаша. Горки написаны по охристо-желтому подмалевку с использованием красной охры, киновари, оливково-зеленой санкири и белильных высветлений. Цвет колонны - темно-коричневый, капители - оливково-зеленый. Кулисы, объединяющие колонну с палатками - оливкового цвета, украшены волнистым орнаментом. Центральная палатка также оливкового цвета. Главный фасад ее высветлен. Проем обрамлен коричневой полосой. На лазоревом фасаде второй палатки желтой охрой обозначен узкий дверной проем. Разделяющая служанок преграда написана желтой охрой, орнамент в форме овалов с завитками - киноварью. Ложе Марии задрапировано тканью темно-коричневого цвета с ритмом мелких складочек. Мария облачена в зеленое платье, фигура окутана киноварно-красным покрывалом. На голове белый плат. Рисунок купели выполнен киноварью, общий тон - желтой охрой. Служанка у купели - в коричневом платье с накинутым на голову и спускающимся до пояса белом плате. Служанка с чашей - в темно-синем (рефть под голубец) облачении с широким желтым отворотом на груди и на рукавах. Вьющиеся волосы спускаются до плеч. Служанка рядом с ней одета в такое же платье с отворотами. На голове - большой плат оливково-зеленого цвета. Общий фон композиции исполнен темно-синей рефтью, которая явилась подосновой для утраченного голубца. Для личного письма характерно плотное коричневое вохрение с резкими белильными высветлениями.
Памятник
Церковь надвратная Сергия Радонежского, 1463 г.
Коллекция
Стенопись храмов