Вернуться
Типография С. Селивановского, Российская империя, г. Москва
Типография С. Селивановского, Российская империя, г. Москва
Название
Типография С. Селивановского
Местонахождение
Российская империя, г. Москва
Историческая справка
Селивановский Семен Иоанникиевич [10 (21) апреля 1772, с. Дедново Рязанской губернии — 7(19) июня 1835], российский издатель, от природы отличался свободным образом мыслей и хозяйственной хваткой. Выходец из крепостных (выкупился в кон. XVIII в.), не получивший образования, Селивановский был, однако же, одним из наиболее квалифицированных в свое время издателей Москвы и Петербурга. В его типографии печатались помимо отечественной и переводной беллетристики сложные в полиграфическом отношении книги, в т.ч. многие издания Румянцевского кружка («Собрание государственных грамот и договоров», «Иоанн Екзарх Болгарский» К.Ф. Калайдовича, «Кирилл и Мефодий» Й. Добровского и др.). Неудивительно, что именно у него намеревался выпускать свою «Историю» Н. М. Карамзин, Селивановский был неизменным издателем и других его произведений. Начал свою деятельность со службы мальчиком в типографии дяди — Матвея Петровича Пономарёва, где несколько лет проработал наборщиком. В 1793 году основал собственную типографию в Москве, точнее взял в аренду «вольную» типографию в Зарядье. После указа о закрытии «вольных типографий» в 1796 году переехал в Николаев, где организовал Черноморскую адмиралтейскую типографию. В 1800 году возобновил деятельность в Москве, сменив В.И.Окорокова в качестве арендатора Московской Сенатской Типографии (печатал там книги вплоть до 1810). После выхода Указа 1801 года о возобновлении частных типографий — уже в 1802 вновь открыл ещё и собственную типографию и словолитню, снабжавшую шрифтами многие города России. Последняя типография Селивановского существовала до 1859, перейдя после смерти основателя в руки его сына Николая (помещалась на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка). С 1837 по 1850 он выпустил 176 книг. Продукция Селивановского была разнообразна. Он издавал сочинения русских и зарубежных писателей: Н.М. Карамзина, К.Ф. Рылеева, Д.В. Веневитинова, Вольтера, Дж Мильтона, Вальтера Скотта, исторические труды (в т. ч. издания, подготовленные кружком Н П.Румянцева. Его излюбленным жанром было жизнеописание, он выпустил книги о А.В.Суворове, Екатерине II, Наполеоне, а также сборники биографий, например, «Жизнь мужей Франции» (1802). Значительное место уделялось сельскохозяйственной, естественнонаучной и учебной литературе, опубликованной как на средства авторов (в основном профессоров Московского университета), так и самого издателя. Среди них «Земледельческая химия» М Г.Павлова (1825), «Основы ботаники» М.А. Максимовича (1828). В 1822—25 Селивановский выпустил три тома (А-Б) из задуманного им 40—45-томного «Энциклопедического словаря». Издание было запрещено в связи с делом декабристов, т. к. некоторые из них были его авторами. Издания типографии Селивановского отличались высоким полиграфическим уровнем и изяществом. В то время с ней по своему качеству могли конкурировать лишь издания Типографии Н.С. Всеволожского и Типографии Августа Семена. Несмотря на то, что Селивановский выпустил с 1801 по 1835 год более 900 книг, издательская деятельность была для него скорее занятием для души и не приносила существенного дохода, поэтому во второй половине 1820-х гг. он записался в купеческое сословие и взялся за пивной откуп. Успех сопутствовал его начинаниям не только благодаря организаторским способностям типографщика, но и благодаря его умению ладить с людьми, среди которых высокопоставленные особы — киевский митрополит Евгений (Болховитинов), адмирал Н. С. Мордвинов, канцлер Н. П. Румянцев. Но в историю литературы Селивановский несомненно вошёл своим участием в подготовке Первого печатного издания «Слова о полку Игореве», вышедшем в Московской сенатской типографии в тот самый год, когда её аренда перешла от Окорокова к Селивановскому. Под его непосредственным руководством были напечатаны пять из семи печатных листов Слова... (1, 3, 5—7). Хотя на самом издании имя арендатора не обозначено, есть основания думать, что им был Селивановский. Когда, после гибели в московском пожаре 1812 года Слова..., Калайдович стал собирать сведения о безвозвратно утраченном списке, он обратился к нему в числе других — следовательно, Селивановский был причастен к печатанию древней поэмы.