Вернуться
Типография П. Бекетова, г. Москва
Типография П. Бекетова, г. Москва
Название
Типография П. Бекетова
Местонахождение
г. Москва
Историческая справка
Типография П.П. Бекетова существовала с 1801 по 1811 г. За этот период из нее вышло около 120 книг. Бекетов и позже занимался изданием книг, но печатал их уже в других московских типографиях. Семья Бекетовых имела обширный дом на Кузнецком мосту, в одном из флигелей которого и были расположены типография и словолитня. В другом флигеле была открыта книжная лавка, где любили собираться московские писатели. Известны были и собрания литераторов в доме Бекетова по четвергам. Бекетов принимал участие в издательской деятельности Н.И. Новикова. Унаследованное состояние давало Бекетову свободу действий. Он хорошо знал литературу, историю, сам сочинял песни, стихи, выступал в качестве переводчика. Отдельные его сочинения были напечатаны в журналах. Общество любителей российской словесности избрало его своим членом. Но крупным литератором он не стал. Заслуга Бекетова перед русской словесностью заключалась в другом. Он подготовил к изданию и издал сочинения русских писателей. Эти издания отличались красивыми четкими шрифтами, тщательным типографским набором, художественными приложениями, гравированными заглавными листами, типографскими украшениями в виде роскошных и изящных виньеток и заставок. С особенной тщательностью было издано Бекетовым Собрание сочинений И. Ф. Богдановича (ч. 1-3): в 12-ю долю листа, с восемью виньетками, портретом автора и подписью к нему в стихах самого издателя. Сочинение было внимательно отредактировано, критически проверено. Собрания сочинений и переводов Фонвизина в 5 томах, подготовленные Бекетовым, были напечатаны в 1829 г. в Университетской типографии. Еще в 1804 г. Бекетов в своей типографии печатал журнал «Друг просвещения», в котором митрополит Евгений Болховитинов начал публиковать «Словарь русских духовных и светских писателей», помог С.Н. Глинке в издании журнала «Русский вестник», напечатав на свои средства первые 12 книжек. На задней обложке журнала имелась орнаментальная наборная рамка, в середине которой была помещена марка издателя из трех букв вязью «П. П. Б.». П.П. Бекетов собирал рукописи, документы исторического содержания, автографы, портреты русских деятелей. Он активно участвовал в работе Общества истории и древностей российских, был избран его председателем, на свои средства издал устав общества и некоторые из его трудов. В общество он пожертвовал около 20 тыс. руб., библиотеку в 2736 книг и 96 рукописей, собрания медалей, монет (около 500 штук) и старинных редких вещей. В 1810 г. им издано с лицевой рукописи XVII в. «Описание в лицах торжества, происходившего в 1636 году февраля 5, при бракосочетании государя и Великого князя Михаила Федоровича с государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною, из рода Стрешневых». Пожар 1812 г. уничтожил коллекцию Бекетова и Общества истории и древностей российских. Бекетовым была создана школа граверов, в которой гравер И. Розанов и академик по гравированию художник Н.И. Соколов обучили гравированию А. Осипова, Фед. Алексеева, К. Анисимова, А. Афанасьева, М. Воробьева, А. Грачева, Ф. Касаткина, В. Храмцева, П. Федорова, Ив. Шошкина, Ник. Иванова, Еф. Кудрякова, Ив. Куликова, И. Маслова, Анд. Машутина, Н. Милова, Я. Петрова. П. Бекетов собрал уникальную коллекцию портретов. Первое собрание портретов вышло в 1801 году. Тогда вышло четыре тетради, в которые было помещено по пять биографий и портретов. Биографии написаны Н.М. Карамзиным, портреты гравированы Н. Соколовым, И. Розановым, А. Осиповым. Бекетову удалось выпустить 70 портретов, выгравировано же было более 300 досок. После смерти Бекетова его собрание попало в Эрмитаж. 306 досок с выгравированными портретами купили братья Киреевские, по которым в 1843 г. они издали «Портреты именитых мужей российской церкви с примечаниями их кратких жизнеописаний» и в 1844 г. «Изображение людей знаменитых или чем-либо замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии». За продукцией типографии Платона Бекетова (1761—1836) еще при жизни ее основателя закрепилась слава лучших книг своего времени. Их отличали красивые и четкие шрифты, тщательный набор, высокохудожественные гравированные титульные листы и иллюстрации, изящные виньетки и прочие типографские украшения. Не будет преувеличением назвать все эти издания — шедеврами русского книгопечатания.