Предприятие по производству художественных фарфоровых изделий основано в 1744 г., именовалось «Невской порцелиновой мануфактурой», с 1765 по 1917 г. ‒ Императорский фарфоровый завод. Камергер императрицы Елизаветы Петровны, барон Н. Корф, находившийся с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил по её поручению договор с Христофором Гунгером. Организация мануфактуры и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону И. Черкасову, вынужденному доверить дело Д. И. Виноградову. После открытия им состава твердого фарфора в 1756 г. налажено производство мелких изделий: табакерок, чашек, шахматных фигурок, сервизов. Елизаветинский фарфор, при общей ориентации на майсенский фарфор, обладал менее изощренной пластикой. 1780-1790-е гг. – эпоха наивысшего художественного расцвета. Модельную мастерскую возглавил французский скульптор Ж..Д. Рашетт. Стали создаваться модели в духе классицизма, ансамбли народных сервизов и скульптуры. В годы правления Александра I в стиле ампир создается один из самых совершенных и знаменитых парадных сервизов – «Гурьевский сервиз» (1809-16), барельефы, посвященные Отечественной войне 1812 г., серия тарелок с изображением солдат и офицеров русской армии. Сервизы и вазы, выполненные французскими художниками, русскими мастерами отличались идеальной соразмерностью форм и виртуозностью орнаментального и живописного декора. К работе привлекались известные русские художники С.С. Пименов, А.Н. Воронихин и др. В эпоху правления Николая I на заводе ведущий стиль – историзм. В эпохи Александра II и Александра III дворцовые вазы декорируются золотом, цветочной, пейзажной, батальной и исторической живописью (на фарфоре воспроизводились полотна старых мастеров из коллекции Эрмитажа), сервизы и чашки – портретами коронованных особ или известных деятелей, тонко исполненной миниатюрой. Помимо посуды, из фарфора делались камины, мебель, футляры для напольных часов, торшеры, иконостасы, пышные букеты цветов. Под влиянием копенгагенского фарфора в 1892-94 годах на заводе подглазурными красками и глазурями были расписаны серии ваз. В годы царствования Николая II завод достиг образцового в техническом отношении состояния. В фарфоре модерна выражались тенденции неорусского стиля (росписи декоративных тарелок, пасхальных яиц). Привлекались известные художники и скульпторы: К.А., Сомов, Л.С. Бакс, М.В. Добужинский и др.
С 1917 г . (по другим сведениям, с 1918 г.) завод получил название «Государственный фарфоровый завод» (ГФЗ ‒ аббревиатура клейма), с 1924 г. ‒ «Ленинградский фарфоровый завод». В 1925 г. заводу в связи с 200-летием РАН было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование « Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова», наряду с которым имела употребление краткая форма ‒ «Ломоносовский фарфоровый завод «(ЛФЗ ‒ аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод); с 1992 г. ‒ ЗАО «Ломоносовский фарфоровый завод. С 2002 г. завод является собственностью главы «Уралсиба» Николая Цветкова. В 2005 г. по решению акционеров переименован в ОАО «Императорский фарфоровый завод».
Читать далее