Вернуться
Завод «Возрождение», СССР, Новгородская обл., с. Бронница
Завод «Возрождение», СССР, Новгородская обл., с. Бронница
Название
Завод «Возрождение»
Местонахождение
СССР, Новгородская обл., с. Бронница
Историческая справка
Завод «Возрождение» был открыт в октябре 1966 года на базе литейного цеха завода «Пролетарий». Он выпускал в основном кобальтовую, так называемую «синюю» посуду. Кобальт – одна из самих «старых» красок, применяемых для росписи фарфора, его использование может быть очень разнообразным: от изящной росписи, до сплошного «крытья», оживляемого золотым тончайшим орнаментом или рисунком, нередко сочетающимся с белыми рельефными оживками. Завод ориентировался на малые серии, предметы разрабатывались профессиональными художниками – скульпторами и живописцами. Хорошо найденные формы целого и деталей, четкий силуэт, простая, но выразительная роспись не утрачивали своего качества и при тиражировании. Сувениры завода многие годы пользовались огромной популярностью у покупателей – самих новгородцев и многочисленных российских и зарубежных туристов. Кобальтовый чайник или набор бокалов были красивы, функциональны и напоминали о Новгороде. В первое десятилетие ведущую роль на заводе «Возрождение» играли Тамара Гаврилова и Владимир Смоляр. Оба мастера работали и с формой предметов, и с росписью. Их творчество очень разнообразно, но главным образом ассоциируется с тем явлением в новгородском искусстве 1970-х – 1980-х годов, которое получило название «синяя посуда». Кобальтовое «крытьё» не было изобретением художников нового предприятия. Оно было известно в России с XIX столетия. В 1940-е – 1950-е годы художники завода «Пролетарий» активно использовали эту технику в авторских работах, получавших награды на международных и отраслевых выставках. Тонкий фарфор, очень темный кобальт гармонично сочетались с изящным декором, выполненным белым цветом и золотом. Создавая новгородский сувенир, художники завода «Возрождение» стали широко использовать эти декоративные приемы, заново переосмысляя их. Мастера уходили от привычных по форме чайных и кофейных сервизов. Искали обновление в народных традициях. У Смоляра кобальт подчеркивал брутальность, определенность форм, активность их соотношений (декоративные чайники «Новгородский» и «Былинный»). У Гавриловой – затейливость форм, ажурность деталей. Художница нередко, кроме линейного орнамента золотом, использует для декорирования белые цвет, накладывая его рельефными мазками поверх кобальтового крытья (сервиз «Веночек»). Будучи авторами нескольких очень интересных произведений, в которых им принадлежала и форма, и роспись (в основном солями, реже кобальтом), оба мастера пробовали себя и в мелкой пластике. Серия «Наши дети» Т. Гавриловой («Зеленая улица», «Мазила», «Заговорщица», «В музыкальную школу») выполнена в бисквите. Она выполнена с выдумкой, хотя в основе лежат натурные зарисовки. В ней есть и юмор, и лиризм. В. Смоляр создал «Этнографическую» серию – фигурки барышень в традиционных костюмах северных областей России. Но лишь несколько наиболее удачных фигур были выпущены малыми сериями. В середине 1970-х на завод пришли молодые выпускники ЛВХПУ имени В.И. Мухиной – Марина Шишкова-Андреева, Александр Круглов, а также абрамцевского училища Ольга Чуракова, Тамара Ерохина-Евладова, позднее, уже на рубеже 1990-х – 2000-х годов – Иван Бердников. Почти все они работали и с формой, и с росписью. Ими наряду с многочисленными образцами для массового производства, были созданы уникальные композиции, сочетающие функциональность с высокими художественными качествами. Росписи этих композиций отличались разнообразием – архитектурные и ландшафтные мотивы соседствовали с литературными и фольклорными, в стилистике угадывалось влияние модерна и лубка, стилистики карнавала и ретро. В 1990-е развал СССР, приватизация, смена экономических приоритетов привели к тому, что многие предприятия области перестали работать. Фарфоровое производство не стало исключением. И как следствие – этот вид декоративно-прикладного искусства практически перестал существовать. На предприятии сначала сменилось руководство, а к концу 2004 года завод был объявлен банкротом, остановился. Только время покажет, смогут ли возродиться красота и изящество звенящего чуда – бронницкого фарфора, у истоков которого стояли настоящие таланты, создавшие собственное художественное направление: Гаврилова Т.А., Смоляр В.В., Чуракова О.Н., Андреев Ю.К., Круглов А.С., Андреева М.В. и другие.