Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова первоначально именовался «Невской порцелиновой мануфактурой», с 1765 ̶ Императорский фарфоровый завод, с 1917 ̶ Государственный фарфоровый завод (ГФЗ ̶ аббревиатура клейма). С 1924 года ̶ Ленинградский фарфоровый завод. В 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М.В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование ̶ Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма ̶ Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ ̶ аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) ̶ до 2005 года.Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова первоначально именовался «Невской порцелиновой мануфактурой», с 1765 ̶ Императорский фарфоровый завод, с 1917 ̶ Государственный фарфоровый завод (ГФЗ ̶ аббревиатура клейма). С 1924 года ̶ Ленинградский фарфоровый завод. В 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М.В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование ̶ Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма ̶ Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ ̶ аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) ̶ до 2005 года.
Осенью 1918 года художественным директором завода был назначен С. В. Чехонин. Под его руководством созданием агитационного фарфора занимались Александра Щекотихина- Потоцкая, Наталья Данько, Василий Кузнецов, Мария Лебедева, Михаил Адамович и др. С фарфором 20-х годов связаны имена Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, а также супрематистов Константина Малевича и Василия Кандинского. И хотя обращение к супрематизму на ГФЗ оказалось краткосрочным, благодаря Николаю Суетину, в дальнейшем на протяжении многих лет возглавлявшему художественную лабораторию завода, основные принципы этого направления органично вошли в художественную традицию предприятия. На заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. Принципы социалистического реализма на страже идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930 – 1950 годов не стали причиной утраты векового опыта заводских художников. Они по-прежнему изготавливали парадные вазы, картинную и портретную живопись, демонстрируя великолепное профессиональное мастерство «старой» фарфоровой школы.
В 60-е годы «хрущевской оттепели» завод вновь обратился к девизам 20-x годов: «Искусство ‒ в быт» и «Искусство ‒ в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму изделий. В эти годы в число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Нина Славина и Инна Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций. Также на заводе активно работают такие художники и скульпторы как Эдуард Криммер и Анна Лепорская, Владимир Семенов и Серафима Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера Владимира Городецкого.
Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологий производства фарфора позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции.
В конце 60-ых годов на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора ‒повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.
В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно-промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. В 1980 году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» ЛФЗ награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий».
Читать далее