Иван Михайлович Бердников родился в 1949 году в Пермском крае в городе камнерезов Кунгуре. Здесь еще в 1720 году Василием Татищевым была открыта Горная канцелярия, а в 1721 – первая уральская горнозаводская школа. Традиции этой школы унаследовало ремесленное училище, именно оно оказало определяющее влияние на выбор И. Бердникова стать художником. Окончив училище, он работал на заводе по производству сувениров из камня, обработка которого приучила к точности и вдумчивости, будила творческую фантазию. Художественное образование И.М. Бердников получил в одном из лучших учебных заведений – Абрамцевском художественно-промышленном училище имени В.М. Васнецова. Здесь он сформировался как скульптор. В начале 1970-х годов И.М. Бердников занимался изготовлением архитектурных элементов декора зданий в строящемся городе Набережные Челны, затем работал камнерезом в реставрационных мастерских Москвы.
В конце 1970-х годов И.М. Бердников обратился к фарфору. Его первые произведения были созданы на заводе «Пролетарий», их отличала выразительность формы, утонченность лепного и цветового декора, чистота линий. В конце 1990-х гг. И.М. Бердников становится главным художником завода «Возрождение». Многими своими произведениями он поддерживал высокую марку фарфоровой продукции, славу новгородского фарфора, обогащая его пластический и декоративный язык.
В 1990-е годы традиционное для Новгородской области фарфоровое производство постепенно теряет свои позиции, не выдерживая конкуренции с дешевой импортной продукцией. Художники-фарфористы, ярко представлявшие регион на всех крупных выставках, утрачивают не только средства к существованию, но и саму возможность работать в этом виде прикладного искусства. Все это пережил и И.М. Бердников. После закрытия завода он вернулся сначала к профессии камнереза, а затем увлекся работой с деревом. Но в отличие от многих своих коллег, он не просто выжил в эти трудные времена, но по-новому и ярко раскрылся как художник. В настоящее время мастер живет и работает в поселке Пролетарий Новгородской области, где у него не только дом и мастерская, но и любимые уголки природы, добрые друзья и знакомые, умеющие оценить его и как художника и как душевного, открытого миру человека.
Читать далее