Анатолий Фёдорович Кони родился 28 января (9 февраля) 1844 года в Санкт-Петербурге в семье театрального деятеля и писателя Фёдора Алексеевича Кони и писательницы и актрисы Ирины Семёновны Кони. В доме Кони часто собирались литераторы и актёры, обсуждались политические новости, театральные премьеры и литературные дебюты. Частыми гостями были Николай Васильевич Гербель, актёры Мария Михайловна Читау, Дарья Михайловна Леонова, драматург Оттон Иванович Дютш, адмирал Пётр Иванович Рикорд, Леопольд Васильевич Брант и многие другие.
Однако семья Кони редко была вместе, отцу приходилось выезжать по делам в Москву и, кроме того, в 1846 году Фёдор Алексеевич отправился за границу на пять месяцев для излечения от болезни, а маленький Анатолий тяжело переносил разлуки с ним.
Начальное образование Анатолий получил в доме родителей, где наукам обучали домашние учителя. Фёдор Алексеевич увлекался идеями немецкого философа И. Канта и в воспитании детей следовал следующему его правилу: «человек должен пройти четыре ступени воспитания — обрести дисциплину; получить навыки труда; научиться вести себя; стать морально устойчивым». Главной целью воспитания в семье Кони было научить детей думать.
Анатолий Кони учился в Училище Святой Анны (Анненшуле) — популярной в те годы немецкой школе при церкви Св. Анны, во Второй Санкт-петербургской гимназии.
В мае 1861 года Анатолий сдал экзамены для поступления в Санкт-Петербургский университет. В декабре 1861 года Санкт-Петербургский университет был закрыт из-за студенческих беспорядков на неопределённый срок. В связи с этим Анатолий принял решение переехать в Москву, где поступил на 2-й курс юридического факультета Московского университета, а в 1865 году закончил.
30 сентября 1865 года А. Ф. Кони поступил на временную службу счётным чиновником в государственный контроль. В тот же день (согласно послужному списку) по рекомендации университета на запрос военного министра Д. А. Милютина перешёл на работу по юридической части в Военное министерство.
После судебной реформы Кони по собственному желанию перешёл в Санкт-Петербургскую судебную палату на должность помощника секретаря по уголовному департаменту, а после, с повышением, перевели в Москву — секретарём при прокуроре Московской судебной палаты..
В августе 1867 года его назначили товарищем прокурора Сумского окружного суда; но, до отправления на новое место службы, 7 ноября 1867 года последовало новое назначение — товарищем прокурора Харьковского окружного суда.
В 1870 году Анатолия Фёдоровича Кони назначили товарищем прокурора Санкт-Петербургского окружного суда. Впоследствии А. Ф. Кони назначили Самарским губернским прокурором, прокурором Казанского окружного суда, с целью создания новых судебных учреждений, предусмотренных судебной реформой. В Санкт-Петербург Кони возвратился после назначения 20 мая 1871 года прокурором Санкт-Петербургского окружного суда.
На должности прокурора Санкт-Петербургского окружного суда Кони работал более четырёх лет.
24 декабря 1877 года А. Ф. Кони назначили председателем Санкт-Петербургского окружного суда.
Одновременно с основной работой А. Ф. Кони участвовал в составлении общего устава Российских железных дорог. В 1875 году Кони был назначен членом совета управления учреждений великой княжны Елены Павловны, а в 1876 году стал одним из учредителей Санкт-Петербургского юридического общества при университете, В 1877 году он был избран в столичные почётные мировые судьи, а в 1878 году — в почётные судьи Санкт-Петербургского и Петергофского уездов.
24 января 1878 года В. И. Засулич пыталась убить выстрелами из пистолета петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это преступление получило широкую огласку, общество с сочувствием отнеслось к поступку террористки. Следствие по делу велось в быстром темпе, Граф Пален и Александр II требовали от Кони гарантий, что Засулич будет признана присяжными виновной, Анатолий Фёдорович таких гарантий не дал. Тогда министр юстиции предложил Кони сделать в ходе процесса какое-либо нарушение законодательства, чтобы была возможность отменить решение в кассационном порядке. Анатолий Фёдорович ответил: «Я председательствую всего третий раз в жизни, ошибки возможны и, вероятно, будут, но делать их сознательно я не стану, считая это совершенно несогласным с достоинством судьи!». Вердикт присяжных заседателей Засулич был: «Нет, не виновна». А. Ф. Кони предложили признать свои ошибки и уйти добровольно в отставку, но он отказался, заявив, что на нём должен решиться вопрос о несменяемости судей.
Его начали преследовать, постоянно ставился вопрос о его переводе на другую должность, его подчинённых лишали премий и наград, его самого отстраняли от участия в ответственных комиссиях. Даже через много лет, в 1894 году, когда решался вопрос о возможном назначении Кони на кафедру уголовного судопроизводства Военно-юридической академии, вспомнили о деле Засулич.
21 октября 1881 года его назначили председателем гражданского департамента Санкт-Петербургской судебной палаты.
30 января 1885 года Кони был назначен обер-прокурором уголовного кассационного департамента Правительствующего сената (в то время — высшая прокурорская должность).
На должности обер-прокурора А. Ф. Кони дал более шестисот заключений по самым разнообразным делам. А. Ф. Кони руководил следствием по делу о крушении поезда императора Александра III в Борках 17 октября 1888 года.
6 июня 1887 года в Ясной Поляне А. Ф. Кони познакомился со Львом Николаевичем Толстым; в дальнейшем они неоднократно встречались.
В 1890 году А. Ф. Кони Харьковским университетом был возведён в степень доктора уголовного права.
5 июня 1891 года А. Ф. Кони по личной просьбе был освобождён от обязанности обер-прокурора уголовно-кассационного департамента Сената и назначен сенатором с повелением присутствовать в уголовно-кассационном департаменте Сената.
21 октября 1892 года Кони вновь был назначен обер-прокурором уголовного кассационного департамента Правительствующего сената с оставлением в звании сенатора. Он снова участвовал в громких делах: руководил расследованием по делу о гибели парохода «Владимир» летом 1894 года у Одессы.
В 1892 году избран почётным членом Московского университета, а в 1896 году — почётным членом Академии наук.
По личной просьбе 30 декабря 1896 года А. Ф. Кони окончательно был уволен от исполнения обязанностей обер-прокурора уголовно-кассационного департамента Правительствующего Сената и оставлен сенатором.
8 января 1900 года Кони избран почётным академиком Академии наук по разряду изящной словесности.
5 июля 1900 года А. Ф. Кони полностью оставил судебную деятельность и указом императора Николая II был переведён в общее собрание Первого департамента Сената в качестве присутствующего сенатора. На этой должности Кони проводит сенаторские ревизии, даёт заключения на проекты сенатских определений о толковании законов, участвует в работе комиссий. Одновременно с этим Кони вёл активную подготовку изданий своих произведений, выступал с публичными лекциями.
В сентябре 1900 года Кони при крушении поезда на Сестрорецкой дороге получил травму, результатом которой стала трёхмесячная болезнь и хромота.
1 января 1907 года А. Ф. Кони был назначен членом Государственного совета с оставлением в звании сенатора. В составе Государственного совета он не примыкал ни к одной из групп, но на заседаниях занимал крайне левую позицию. На новой должности Кони поддерживал проект закона об условном досрочном освобождении, проект закона об уравнении наследственных прав женщин, проект закона «О допущении лиц женского пола в число присяжных и частных поверенных». В годы Первой мировой войны А. Ф. Кони возглавлял ряд комитетов Государственного совета о жертвах войны, принимал активное участие в работе комиссий о денежных средствах, об организации помощи беженцам и других
В связи с упразднением Государственного совета Российской империи Решением СНК РСФСР Анатолий Фёдорович Кони 25 декабря 1917 года был уволен с должности члена Государственного совета.
Декретом о суде была ликвидирована существовавшая судебная система, а вместе с ним и Сенат — судебная система, которой Анатолий Фёдорович посвятил всю свою жизнь, прекратила существование. Чтобы выжить в первые годы революции, А. Ф. Кони обменивал на хлеб книги своей обширной библиотеки, собранной за 52 года службы.
С приходом советской власти в ноябре 1917 года А. Ф. Кони попросил встречи с А. В. Луначарским, бывшим в то время народным комиссаром просвещения РСФСР, чтобы выяснить своё отношение к новой власти и предложить свои услуги: «…как отнесётся правительство, если я по выздоровлении кое-где буду выступать, в особенности с моими воспоминаниями».
10 января 1918 года А. Ф. Кони избрали профессором по кафедре уголовного судопроизводства Петроградского университета, а в конце 1918 года пригласили читать лекции в Петроградский университет.
Количество лекций, которые читал А. Ф. Кони, было велико. Помимо уголовного судопроизводства в Петроградском университете он читал ещё в Институте живого слова лекции по теории и истории ораторского искусства и специально разработанный для слушателей этого института цикл лекций по этике общежития, обратив в них внимание на практическое разрешение этических вопросов, возникающих в разных сферах общественной жизни — судебной, врачебной, экономической, политической и других. Лекции по этике были повторены затем в Железнодорожном университете и в Институте кооператоров. А. Ф. Кони читал и курс лекций в музее города по литературной проблематике, а также благотворительные лекции (например, о Ф. М. Достоевском).
23 октября 1919 года в квартиру А. Ф. Кони пришли с ордером на обыск: часть имущества была изъята, а А. Ф. Кони задержан и доставлен в Петроградскую ЧК. Однако на следующий день Кони был освобождён, перед ним извинились, но изъятое имущество не удалось вернуть, несмотря на продолжительную переписку между учреждениями.
Был судьёй чести в Петроградском отделении Всероссийского союза писателей.
Помимо чтения лекций, Кони помогал новой судебной власти, А. Ф. Кони написал также комментарий к Уголовному кодексу РСФСР 1922 года.
В 1924 году торжественно отмечалось 80-летие Анатолия Фёдоровича Кони, Государственными курсами техники речи в его честь был организован концерт, где его чествовали учащиеся и рабочие.
Весной 1927 года Анатолий Фёдорович Кони читал лекцию в холодном нетопленом зале Дома учёных и заболел воспалением лёгких. 17 сентября 1927 года Анатолий Фёдорович Кони скончался.
А. Ф. Кони был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры; в 1930-х годах его прах был перенесён на Литераторские мостки Волковского кладбища.
Читать далее