Елизавета Сергеевна Кругликова (1865-1941) — русская и советская художница, график, мастер эстампа и силуэта, педагог.
Е.С. Кругликова – талантливая художница и виртуоз офорта, чье имя навсегда вписано в историю русского искусства конца XIX – начала XX века. Её творческий путь начался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где она обучалась с 1890 по 1895 годы.
С 1895 по 1914 годы жила в Париже, посещала студию А. Витти и Академию Коларосси. В 1909-1914 годах преподавала в академии «La Pallette» (курс «офорт»).
На протяжении почти двух десятилетий, с 1895 по 1914 годы, её мастерская на улице Буассонад стала местом, где собирались выдающиеся личности того времени – Бенуа, Гумилев, Волошин и Бальмонт. В стенах её дома кипели творческие споры, рождались новые идеи, обсуждались последние веяния в искусстве. В Париже она познакомилась с Полем Гогеном, чьё творчество произвело огромное впечатление на Елизавету Кругликову, что нашло некоторый отпечаток в колористике её живописных работ того времени. В 1914 году она вернулась в Россию.
Художница много работала самостоятельно, писала акварелью, рисовала с натуры. В Париже во многом определились художественные пристрастия, благодаря которым развивалось в дальнейшем ее творчество. Кругликова мечтала соединить в своем искусстве яркую цветовую декоративность великого французского мастера с живописью, наполненной светом и воздухом. Особое место в творчестве Кругликовой занимали силуэтные миниатюры – изысканные украшения и иллюстрации для книг, выполненные в неповторимой технике. Создать такой силуэт – настоящее искусство: художнику необходимо не только профессиональное образование, но и редкий дар трёхмерного видения. Кругликова стала одной из первопроходцев в работе по созданию линогравюры – инновационным для того времени материалом в технике гравюры.
В 1922-1929 годах преподавала графику в Академии художеств в Ленинграде, щедро делясь своим опытом. Замечательный мастер, она обладала подлинным талантом педагога и в дальнейшем оказала огромное влияние на формирование многих известных советских графиков.
Читать далее