А.Ф. Лабзин происходил из дворянской семьи. О родителях его ничего неизвестно. В 1776 г. Лабзин был отдан в гимназию при Московском университете, в 1778 г. был переведен в университет и в 1780 году произведен в студенты. Учился на философском факультете. В университете Лабзин подпал под влияние кружка московских масонов Новикова и Шварца, а в 1783 г. вступил в масонскую ложу. С Новиковым Лабзин вел переписку, прекратившуюся лишь со смертью главы московских масонов в 1818 г., а на кончину Шварца в 1784 г. написал стихи, прочитанные в торжественном собрании учеников в честь умершего учителя.
После выпуска из университета начал службу начиная с должности переводчика в московском губернском правлении, затем проходил преподавательское поприще при университете, а после закрытия новиковской Типографической компании переехал в Петербург и назначен в Почтамт цензором иностранной повременной печати. К середине 90 гг. Александр Фёдорович имел чин статского советника и служил одновременно в нескольких учреждениях: Коллегии иностранных дел, Департаменте морских сил и в Академии художеств, куда определен конференц-секретарем Императором Павлом. В Академии художеств А.Ф. Лабзин прослужит 23 года, достигнув поста вице-президента. В качестве конференц-секретаря Академии Художеств, а затем ее вице-президента Лабзин много сделал для академии. В 1805 году он получил орден Анны 2-й степени с бриллиантами.
Литературная одаренность Александра Фёдоровича проявилась с юных лет. Уже в ранние годы он пишет оды, стихотворные сатирические зарисовки, вместе с другими студентами принимает участие в издании Н. И. Новикова «Вечерняя Заря». В 1787 году Лабзин подносит Екатерине II «Торжественную песнь на прибытие в Москву из путешествия в Тавриду». Тогда же появились его переводы комедий Бомарше «Женитьба Фигаро» и Мерсье «Судья». В 1807 г. А.Ф. Лабзин сближается с Г.Р. Державиным. Гаврила Романович привлек Лабзина к выпуску в свет своего Собрания сочинений в пяти частях. Существует стихотворение Державина, адресованное Лабзину (1808). А немного позже Александр Фёдорович был избран действительным членом литературного объединения «Беседа любителей русского слова», руководимого Г.Р. Державиным.
В 1799 г. вместе с А. А. Вахрушевым приступил к изданию своего главного труда «История ордена Иоанна Иерусалимского», за что получил императорскую награду и был утвержден главным историографом Ордена. Тогда же Лабзин основал свою тайную масонскую ложу «Умирающий Сфинкс». Членами этой ложи были живописцы Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, И.П. Чернов и С.А. Венецианов, архитекторы А.Н. Воронихин и А.Л. Витберг.
Известный своей прямотой и неподкупностью, Лабзин в сентябре 1822 выразил несогласие с избранием А. А. Аракчеева, В. П. Кочубея и Д. А. Гурьева в почётные члены Академии художеств на том основании, что «они близки к государю». Он заявив, что ещё более близок к императору лейб-кучер Илья. На Лабзина поступил донос, и он был уволен в отставку и выслан по указу Александра I в Сенгилей Симбирской губернии. В 1823 получил разрешение переселиться в Симбирск. Здесь он прожил, окружённый общим уважением, до смерти в 1825 году. Похоронен на кладбище Симбирского Покровского мужского монастыря, могила утрачена.
Читать далее