Николай Николаевич Евреинов (13 (25) февраля 1879, Москва — 7 сентября 1953, Париж) — русский и французский режиссёр, драматург, создатель оригинальной теории театра, историк театрального искусства, философ и актёр, музыкант, художник и психолог. Творческое наследие Николая Николаевича Евреинова необычайно велико, а сфера его деятельности невероятно широка. В 1901 году окончил Санкт-Петербургское училище правоведения. Служил в 1901 году в Министерстве юстиции, в 1901-1914 годах в Министерстве путей сообщения. В 1901-1905 годах учился теории композиции в Санкт-Петербургской консерватории по классу Н.А. Римского-Корсакова, изучал философию в Санкт-Петербургском университете под руководством профессора А.И. Введенского. Дебют Евреинова-драматурга состоялся в петербургском Александринском театре (одноактная драма «Стёпик и Манюрочка», 1905); почти одновременно его пьесы ставились в Новом театре Л.Б. Яворской (где Евреинов выступил и как актёр), в петербургском Малом театре А.С. Суворина. Литературная и театральная известность Евреинова в 1910-х годах усиливалась экстравагантностью его поведения, чередой эпатирующих выступлений, парадоксальностью оценок и суждений, театрализацией собственной жизни. Был популярен как пародист; один из активных участников представлений петербургского артистического подвала «Бродячая собака» и его преемника - «Привала комедиантов». Успех Евреинова в жанре театральной миниатюры и пародии привел к приглашению его в качестве главного режиссера в театр «Кривое зеркало» (1910-1914), сотрудничество с которым он продолжал до 1916 года; поставил около 100 миниатюр и пьес. В 1910-1914 годах много путешествовал по Европе и Азии. В годы Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны 1917-1922 годов гастролировал по России с лекциями и спектаклями. В 1920 году возглавил постановку и организацию массового зрелища «Взятие Зимнего дворца». Режиссировал оперные и драматические спектакли также в Пражском национальном театре (1935), работал в Сорбонне со студентами над реконструкцией спектаклей средневекового театра (1934-1935). В 1945 году выступал на французском радио с циклом передач о выдающихся деятелях русской культуры: К.С. Станиславском, Н.А. Римском-Корсакове, А.Я. Таирове, М.М. Зощенко, В.В. Маяковском и др. Последнее публичное выступление состоялось на вечере, посвящённом МХАТу (1948). В 1953 году опубликовал в Нью-Йорке фундаментальный труд «История русского театра». Автор пьес: «Чему нет имени» (1937, опубликована в 1963 году), «Шаги Немезиды» (1939, опубликована в 1956 году), «Граждане второго сорта» (1950) и др. Источник информации: Интернет-ресурс (09.04.2020).
Читать далее