Вернуться
Евреинов Николай Николаевич
Евреинов Николай Николаевич
Годы жизни
Вид деятельности
историк искусства
Биография
Николай Николаевич Евреинов (13 (25) февраля 1879, Москва — 7 сентября 1953, Париж) — русский и французский режиссёр, драматург, создатель оригинальной теории театра, историк театрального искусства, философ и актёр, музыкант, художник и психолог. Творческое наследие Николая Николаевича Евреинова необычайно велико, а сфера его деятельности невероятно широка. В 1901 году окон­чил Санкт-Пе­тербургское училище пра­во­ве­де­ния. Слу­жил в 1901 году в Министерстве юс­ти­ции, в 1901-1914 годах в Министерстве пу­тей со­об­ще­ния. В 1901-1905 годах учил­ся тео­рии ком­по­зи­ции в Санкт-Пе­тербургской консерватории по клас­су Н.А. Рим­ско­го-­Кор­са­ко­ва, изу­чал фи­ло­со­фию в Санкт-Пе­тербургском университете под руководством профессора А.И. Вве­ден­ско­го. Де­бют Евреинова-дра­ма­тур­га со­сто­ял­ся в пе­тербургском Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре (од­но­акт­ная дра­ма «Стё­пик и Ма­ню­роч­ка», 1905); поч­ти од­но­вре­мен­но его пье­сы ста­ви­лись в Но­вом театре Л.Б. Явор­ской (где Евреинов вы­сту­пил и как ак­тёр), в пе­тербургском Ма­лом те­ат­ре А.С. Су­во­ри­на. Литературная и те­ат­раль­ная из­вест­ность Евреинова в 1910-х годах уси­ли­ва­лась экс­т­ра­ва­гант­но­стью его по­ве­де­ния, че­ре­дой эпа­ти­рую­щих вы­сту­п­ле­ний, па­ра­док­саль­но­стью оце­нок и су­ж­де­ний, те­ат­ра­ли­за­ци­ей собственной жиз­ни. Был по­пу­ля­рен как па­ро­дист; один из ак­тив­ных уча­ст­ни­ков пред­став­ле­ний пе­тербургского ар­ти­стического под­ва­ла «Бро­дя­чая со­ба­ка» и его пре­ем­ни­ка - «При­ва­ла ко­ме­ди­ан­тов». Ус­пех Евреинова в жан­ре те­ат­раль­ной ми­ниа­тю­ры и па­ро­дии при­вел к при­гла­ше­нию его в ка­че­ст­ве главного ре­жис­сера в те­атр «Кри­вое зер­ка­ло» (1910-1914), со­труд­ни­че­ст­во с ко­то­рым он про­дол­жал до 1916 года; по­ста­вил около 100 ми­ниа­тюр и пьес. В 1910-1914 годах мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе и Азии. В го­ды Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года и Гражданской вой­ны 1917-1922 годов га­ст­ро­ли­ро­вал по Рос­сии с лек­ция­ми и спек­так­ля­ми. В 1920 году воз­гла­вил по­ста­нов­ку и ор­га­ни­за­цию мас­со­во­го зре­ли­ща «Взя­тие Зим­не­го двор­ца». Ре­жис­си­ро­вал опер­ные и дра­ма­тические спек­так­ли так­же в Праж­ском национальном те­ат­ре (1935), ра­бо­тал в Сор­бон­не со сту­ден­та­ми над ре­кон­ст­рук­ци­ей спек­так­лей средневекового те­ат­ра (1934-1935). В 1945 году вы­сту­пал на французском ра­дио с цик­лом пе­ре­дач о вы­даю­щих­ся дея­те­лях русской куль­ту­ры: К.С. Ста­ни­слав­ском, Н.А. Рим­ском-Кор­са­ко­ве, А.Я. Таи­ро­ве, М.М. Зо­щен­ко, В.В. Мая­ков­ском и др. По­след­нее пуб­лич­ное вы­сту­п­ле­ние со­стоя­лось на ве­че­ре, по­свя­щён­ном МХАТу (1948). В 1953 году опуб­ли­ко­вал в Нью-Йор­ке фун­даментальный труд «Ис­то­рия рус­ско­го те­ат­ра». Ав­тор пьес: «Че­му нет име­ни» (1937, опубликована в 1963 году), «Ша­ги Не­ме­зи­ды» (1939, опубликована в 1956 году), «Гра­ж­да­не вто­ро­го сор­та» (1950) и др. Источник информации: Интернет-ресурс (09.04.2020).