Вернуться
Кондаков Никодим Павлович
Кондаков Никодим Павлович
Годы жизни
Вид деятельности
историк искусства
Биография
Кондаков Никодим Павлович - российский ис­то­рик искусства, ар­хео­лог, му­зей­ный дея­тель; действительный член пе­тербургской АХ (1893 год), академик Пе­тербургской АН(1898 год). Сын управ­ляю­ще­го име­ний кня­зей Тру­бец­ких (быв­ше­го кре­по­ст­но­го-воль­но­от­пу­щен­ни­ка). В 1861-1865 годы учил­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гическом факультете Московского университета; уче­ник Ф.И. Бус­лае­ва. С 1869 года при­ват-до­цент, с 1877 года про­фессор ка­фед­ры тео­рии и ис­то­рии изящ­ных ис­кусств Но­во­рос­сий­ско­го университета в Одес­се, где соз­дал пер­вый в Рос­сии му­зей ан­тич­ных слеп­ков; ос­но­вал Одес­скую ри­со­валь­ную шко­лу (так­же ди­рек­тор, 1884-1888 годы). Уча­ст­во­вал в ра­бо­те Московского ар­хео­ло­гического общества (1867-1889 годы; вновь с 1899 года), Ар­хео­ло­гической ко­мис­сии (1876-1891 годы), Русского ар­хео­ло­гического общества (с 1886 года); ру­ко­во­дил рас­коп­ка­ми ан­тич­ных па­мят­ни­ков в Кры­му, Ку­бан­ской обл., на Та­ма­ни. В 1888-1897 годы профессор ка­фед­ры тео­рии и ис­то­рии изящ­ных ис­кусств Санкт-Пе­тербургского университета; чи­тал лек­ции на Выс­ших жен­ских кур­сах. Од­но­вре­мен­но (1888-1893 годы) был стар­шим хра­ни­те­лем От­де­ле­ния сред­них ве­ков и эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния императорского Эр­ми­та­жа; из­дал пер­вый ка­та­лог это­го со­б­ра­ния (1891 год). Из­дал пер­вую отечественную на­уч­но-по­пу­ляр­ную ис­то­рию русского искусства от ан­тично­сти до монгольского за­вое­ва­ния («Рус­ские древ­но­сти в па­мят­ни­ках ис­кус­ст­ва», совместно с И.И. Тол­стым, т. 1–6, 1889-1899 годы). Н.П. Кондаков при­ня­то счи­тать од­ним из соз­да­те­лей российского ви­зан­ти­но­ве­де­ния и ис­то­рии древне-русского искусства как современных на­учных дис­ци­п­лин. Он впер­вые дал ха­рак­те­ри­сти­ку основных осо­бен­но­стей искусства Ви­зан­тии и об­ос­но­вал боль­шин­ст­во раз­де­лов в его пе­рио­ди­за­ции, мно­го сде­лал для вы­яс­не­ния куль­тур­ных свя­зей Ви­зан­тии с Вос­то­ком и об­лас­тя­ми, вхо­див­ши­ми в её аре­ал (За­кав­ка­зье, Бал­ка­ны, Древ­няя Русь). Вы­дви­нул про­бле­му ге­не­тического род­ст­ва искусства Западной Ев­ро­пы, Ви­зан­тии и Вос­то­ка (пре­ж­де все­го при­ме­ни­тель­но к при­клад­но­му искусству и ар­хитектурной де­ко­ра­ции).Н.П. Кондаков совместно с Н.П. Ли­ха­чё­вым соз­дал тео­рию влия­ния искусства итальянского Про­то­ре­нес­сан­са и Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния на ви­зантийское и древне-русское искусство; ши­ро­ко ис­поль­зо­вал ти­по­ло­гическую сис­те­ма­ти­за­цию па­мят­ни­ков искусства, раз­вил ана­лиз тех­ни­ки про­из­ве­де­ний искусства, ху­дожественного ре­мес­ла и ар­хео­ло­гии. Ввёл в нау­ку и впер­вые ос­мыс­лил ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во па­мят­ни­ков; од­ним из пер­вых под­ни­мал про­бле­му ох­ра­ны па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры. Сле­дуя за­ве­там Ф.И. Бус­лае­ва, Н.П. Кондаков раз­ви­вал ико­но­гра­фический ме­тод, вклю­чав­ший и тра­диционный ана­лиз сти­ля. В свя­зи с дея­тель­но­стью Комитета по­пе­чи­тель­ст­ва о рус­ской ико­но­пи­си, в соз­да­нии ко­то­ро­го (1901 год) Н.П. Кондаков при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие, он под­го­то­вил фун­даментальный ико­но­пис­ный под­лин­ник - сборник ико­но­гра­фических об­раз­цов, при­зван­ных слу­жить как «ре­ме­слу ико­но­пи­са­ния, иду­ще­му из­древ­ле, так рав­но и рус­ско­му ис­кус­ст­ву в его при­ме­не­нии к де­лу цер­ков­но­го ук­ра­ше­ния ико­на­ми, стен­ны­ми рос­пи­ся­ми, ико­но­стас­ным уб­ран­ст­вом, и са­мой ре­ли­ги­оз­ной жи­во­пи­си» (Из­ве­стия Ко­ми­те­та по­пе­чи­тель­ст­ва о рус­ской ико­но­пи­си. СПб., 1902. Вып. 1. С. 26) Н.П. Кондаковым бы­ли под­го­тов­ле­ны важ­ней­шие тру­ды по ико­но­гра­фии: «Ико­но­гра­фия Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста» (1905 год, пе­ре­из­дан в 2001 году), «Ико­но­гра­фия Бо­го­ма­те­ри: Свя­зи гре­чес­кой и рус­ской ико­но­пи­си с италь­ян­ской жи­во­пи­сью ран­не­го Воз­рож­де­ния» (1910 год, пе­ре­из­дан в 1999 году) и «Ико­но­гра­фия Бо­го­ма­те­ри» (т. 1-2, 1914-1915 годы, пе­ре­из­дан в 1998 году; не­дав­но об­на­ру­жен­ная ру­ко­пись 3-го то­ма во французском пе­ре­во­де го­то­вит­ся к из­да­нию). Н.П. Кондаков уча­ст­во­вал в ор­га­ни­за­ции Русского ар­хео­ло­гического института в Стам­бу­ле (1895 год), экс­по­зи­ций икон в Треть­я­ков­ской га­ле­рее и Русском му­зее, а так­же в ря­де рес­тав­рационных ра­бот. С вес­ны 1917 года чи­тал лек­ции в Но­во­рос­сий­ском университете в Одес­се. В феврале 1920 года эмиг­ри­ро­вал в Бол­га­рию, где был профессорм Со­фий­ско­го университета; с вес­ны 1922 до 1925 годов пре­по­да­вал в Кар­ло­вом университете в Пра­ге. Н.П. Кондаков сфор­ми­ро­вал на­учную шко­лу; ока­зал влия­ние на спе­циа­ли­стов не­сколь­ких по­ко­ле­ний. Уче­ни­ка­ми Н.П. Кондакова счи­та­ли се­бя Д.В. Ай­на­лов, С.А. Же­бе­лёв, Е.К. Ре­дин, Я.И. Смир­нов, Б.А. Ту­ра­ев, Б.В. Фар­ма­ков­ский, Г.Ф. Це­ре­те­ли и др. В па­мять о Н.П. Кондакове его уче­ни­ки соз­да­ли Se­mi­narium Kondakovianum в Пра­ге (в1931-1945 годы Ар­хео­ло­гический институт им. Н.П. Кон­да­ко­ва). На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1916 год). (Источник: интернет-ресурс. 15.02.2021)
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 12
Книга. Толстой И.И., Кондаков Н.П. Русские древности в памятниках искусства. Вып. 1. Классические древности южной России. ‒ Санкт-Петербург, 1889
Книга. Кондаков Н.П. Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода. Т. 1. ‒ Санкт-Петербург: Издание Императорской археологической комиссии, 1896
Книга. Кондаков Н.П. О научных задачах истории древнерусского искусства. Покровский Н.В. Некролог Г.Д. Филимонова. Шереметев С.Д. Памяти Ф.И. Буслаева и Г.Д. Филимонова. ‒ Санкт-Петербург: [Общество любителей древней письменности], 1899
Книга. Кондаков Н.П. Современное положение русской народной иконописи. ‒ [Санкт-Петербург]: ОЛДП, 1901. ‒ (Памятники древней письменности и искусства; 139)
Книга. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. ‒ Санкт-Петербург: Издание Императорской академии наук, 1902
Книга. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. – Санкт-Петербург: Издание Императорской академии наук, 1902
Показать все