Вернуться
Рябов Владимир Степанович
Рябов Владимир Степанович
Годы жизни
Биография
В собрании Новгородского музея-заповедника хранится более двухсот произведений В.С. Рябова. На сегодняшний день это не только самая обширная коллекция работ художника, но и наиболее значимая по своему составу, позволяющая с максимальной полнотой дать представление о его творческом наследии. Имя этого мастера, уникального по своему яркому самобытному таланту, связывается не только с наивысшими достижениями в изобразительном искусстве Новгорода 1950-1990-х гг., но и получило признание ведущих специалистов в области современного российского искусства. Владимир Степанович Рябов принадлежит к тем художникам, которые смогли почти полностью реализовать себя. Впечатление от личности Рябова было столь же сильным, как и от его живописи. При этом остро ощущалась цельность характера и таланта художника. Он был искренним и прямым человеком. Так и в его картинах выражены чистые, обнаженные эмоции. То, что создавал Рябов, проникнуто ощущением свободной стихии, естественного движения неподвластного никому сил бытия. Энергия, заключенная в его полотнах, выходит за их границы и доминирует в окружающем пространстве, создавая особое пространство художника, в котором со всех холстов весомо и зримо предстает он сам. В детстве Рябов пережил войну, во многом определившую характер и воспитавшую его. Искусство вошло в его жизнь как счастливая награда за мужество и жертвы, которые пришлось испытать. Он пришел в живопись не простым путем, минуя обычные вехи профессионального обучения. Природная одаренность и сила личностного склада позволили выделиться из общего контекста. Первый опыт практической творческой деятельности в качестве художника-исполнителя В.С. Рябов получил на заводе «Красный фарфорист» в г. Чудово Новгородской области. Обретение «азбуки» изобразительных приемов происходило на знаменитой Академической даче им. И.Е. Репина, расположенной в живописном месте неподалеку от Вышнего Волочка на берегу о. Мстино у истока р. Мсты, куда съезжались на пленер маститые и начинающие художники. Его творчество построено на природной первооснове, стремлении писать свободно, независимо, без оглядки. На выставке впервые экспонируются ранние живописные этюды, открывающие те малые натурные искры и импульсы, которые дают начало большим экспрессивным произведениям последующего времени. Живописная экспрессия — это основа, которая есть во всех произведениях художника. Рябов обладал даром подлинной колористической ворожбы, способностью говорить со зрителем не столько изображением предмета, сколько диалогом интенсивных цветовых пятен. В каждой работе буквально ощущаешь, как кисть несет тяжесть краски, щедро отдает ее холсту, оставляя след душевного волнения художника. Возникающее на полотне смешение крупных пастозных мазков превращается в «гул холста» - дышащую, вибрирующую живописную фактуру. Стихия красочного слоя, где ни одна краска не «называет» и не «описывает», а существует самостоятельно, соотносится с бытием, сочетается друг с другом, порождая сложную цепочку смыслов, всегда прочувствована и верна. Иногда кажется, что этот смысл рождается уже в процессе создания произведения. Но в творчестве Рябова стихийное, живописное начало соединялось с ясной и конструктивной логикой. Представленные на выставке эскизы показывают, насколько художник хочет быть точен в выражении собственного замысла, как неустанно прорабатывает возможности композиционного пространства, ищет соединения позы, силуэта, ракурса с жестом, мимикой, каждый раз выявляя новые возможности конструктивной формы и живого образа, осознает и формулирует их. И бурная живопись, динамичная и мощная, сделанная как будто интуитивно, в порыве неистового волнения, оказывается вполне и абсолютно законченной, завершенной по силе и полноте высказывания. Его портреты и автопортреты поражают композиционной простотой, своего рода «предстоянием», решительным отсутствием сложных поз, нет ни аксессуаров, ни сколько-нибудь обозначенных интерьеров. Парадоксально, как из кажущегося на первый взгляд хаотичного смешения красок возникают тончайшая мимика, жесты, движения персонажей. Причем тремя мазками показаны психологические нюансы характера, возраст, отрывок речи, т.е. несмотря на внешнюю «грубость» и напластование красочных слоев тончайше передано состояние, претворяющееся в глубоко драматические образы. Природа на полотнах В.С. Рябова предстает в незыблемости своих стихий, в постоянной изменчивости состояний и разнообразии образов. Новгородская архитектура, затерявшаяся среди сплетений ветвей, выглядит частью природы, древние храмы словно «укоренены» в земле и неразрывно связаны с ее природными ритмами. В этюдах и пейзажах разных лет разворачивается картина общечеловеческого бытия. Пребывание на земле, где дома не загораживают неба, где видна соотнесенность со всем происходящим в мире, дает новую пищу для творчества и философского осмысления жизни. В них заключено нечто большее, что открылось художнику на фоне земли и неба. В.С. Рябов один из тех художников, о которых жалко заканчивать говорить, его искусство затягивает властно и серьезно. Настоящая выставка – продолжение беседы со старыми друзьями и начало разговора с современным зрителем. Рябов - неординарный собеседник, его мысли далеки от обывательских, они меняют сознательные, чувственные, интуитивные и пространственные ориентиры.