Семенов Дмитрий Дмитриевич родился 22.12. 1834 (03.01. 1835) г. в селе Осиновка Могилевской губернии, в семье учителя русского языка Дмитрия Ивановича Семенова (1812-1864) и Александры Петровны, урожденной Ноздровской. Окончил ланкастерскую школу и Витебскую гимназию (1852 г.) После чего начал преподавательскую деятельность в Витебском 4-классном училище. В 1857 переехал в Петербург, преподавал в 1-й гимназии и одновременно слушал лекции в университете. В 1859 г. окончил учительские курсы Петербургского университета, выдержал экзамен на звание учителя географии. С 1857 г. преподавал русскую словесность и географию в 1-й петербургской гимназии и Мариинском училище. В 1860—1862 гг. – учитель начальных классов и географии Смольного института, где работал вместе с К. Д. Ушинским, в дальнейшем был его последователем. С 1865 г. – преподаватель высших педагогических курсов при 2-й Петербургской военной гимназии. В 1868 г. командирован за границу для ознакомления с учительскими семинариями и низшими городскими школами. В 1870 (по другим источникам с 1873) –1878 гг. руководил Кубанской учительской семинарией. С 1878 г. директор Закавказской (Горийской) учительской семинарии, имевшей русское, грузинское, армянское отделения. По его инициативе открыто азербайджанское отделение, а также женская прогимназия и женские педагогические курсы в г. Гори. В 1880–1890-х гг. (по другим сведениям, с1888 по 1891 гг.) редактировал журнал «Детское чтение». В 1883 г. вследствие предъявленных ему обвинений в «неблагонадёжности» получил отставку. В том же году избран инспектором начальных училищ Санкт-Петербурга (инспектором училищного комитета Городской думы.) и занимал эту должность до кончины. Умер 8/21.03. 1902 г.
Семенов Д.Д. выступал за всеобщее нач. образование, распространение грамотности в народе, а также в защиту многостороннего образования, доказывая необходимость трудового, физического и эстетического воспитания. Он был первым педагогом в России, начавшим публикацию конспектов уроков и методических разработок. Предложил концепцию начального образования, в которой центральное место занимало наглядное обучение. Разработал методику преподавания русского языка. Автор ряда учебных книг по географии, отражавших «отчизноведческий» (краеведческий) принцип преподавания, трудов по истории просвещения и педагогики в России и Европе. Основным трудом можно считать географическую хрестоматию «Отечествоведение», вышедшую в шести томах в 1864—1887 годах, которая до 1917 года было обязательной частью гимназического курса. Разработал методики преподавания географии и русского языка. Являлся автором первых наглядных пособий для гимназий и ряда работ по истории образования: «Уроки географии» (3 части), «Мир в картинках» (1866), «Дар Слова», книга для чтения в младших классах гимназий. Создал серию картин для младших школьников «Времена года», тематика которых соответствовала содержанию ряда разделов учебника Ушинского «Родное слово», а также разработал методические пособия для учителей «Комментарии к наглядному обучению по картинкам». Автор целого ряда статей (около 300) педагогического, биографического, критического и исторического содержания в разных периодических изданиях.
Читать далее