Юрий Павлович Спегальский — архитектор, реставратор, художник и знаток псковского зодчества. Родился в Пскове 3 июня 1909 года. Его отец, Павел Константинович Спегальский, был строительным рабочим, лепщиком. За рабочим столом отца Юрий с детства брал первые уроки графического искусства, знание которого необходимо для архитектора, он учился рисовать карандашами, тушью, акварелью. Образ отца, погибшего в Первую Мировую войну, запечатлелся в памяти Спегальского как образ "самого лучшего человека на свете". С детства определился интерес Спегальского к древнему Пскову. Привлекали его старинные храмы, заброшенные купеческие палаты XVII века. Среди развалин он иногда находил обломки старинных изразцов, украшавших печи зажиточных псковичей. Из этих находок потом сложилась замечательная коллекция. Он трудится на стройке, познавая на практике секреты мастерства каменщиков. Впоследствии Юрий Павлович писал о простых строителях-каменщиках, давших ему первые уроки мастерства, что они были "не только исключительно справедливые и добрые люди, но и лучшие учителя для молодого человека, желающего посвятить себя архитектуре, изучению и реставрации памятников древнерусского зодчества". В 1928 году Спегальский поступает в Академию художеств, в следующем году, в связи с реорганизацией Академии, он оказывается на архитектурном факультете Инженерно-строительного института. После окончания института, с 1936 года Спегальский работает в отделе охраны памятников при Леноблисполкоме, обследует многие памятники древнерусской архитектуры, в том числе в Пскове. В 1939-1940 годах Юрий Павлович занимается исследованием Кирилло-Белозерского монастыря, восстанавливает в Пскове Гремячью башню и Вторые палаты Меншиковых. Во время Великой Отечественной войны он по заданию исполкома Ленгорсовета в составе бригады верхолазов занимается маскировкой высотных объектов. В Ленинграде во время блокады он делает блистательную серию рисунков "По Пскову XVII века", где строго научная реконструкция памятников сочетается с мастерством тонкого графика. Работа эта была представлена на выставке 1944 года и вызвала восхищение специалистов. Уже тогда Спегальский обдумывает концепцию архитектурного заповедника, которую он впоследствии применит при научном восстановлении Пскова. Именно применению концепции Спегальского послевоенный Псков обязан своей красотой и цельностью, своим самобытным обликом. Прежде всего, Спегальский рассматривает восстанавливаемые памятники в контексте их аутентичного окружения. После войны многие древние памятники находились в катастрофическом состоянии и Юрий Павлович проявлял исключительную изобретательность в их консервации, спасая их для будущих реставрационных работ. Там, где это было возможно, на основании глубокого изучения памятника в процессе реставрации, он старался восстановить его первоначальный вид, а не довоенное состояние, при котором памятник был искажен поздними пристройками, что практиковалось в XVIII-XIX веках. Говоря о его заслугах в деле изучения и популяризации зодчества древнего Пскова, академик Д. С. Лихачев отмечал, что Спегальский был для старого Пскова тем же, чем был Апполинарий Васнецов для старой Москвы. Многие подлинные жемчужины древнего Пскова, возрожденные из руин и ставшие достоянием послевоенных поколений - дело его рук, воплощение его любви к родному городу.
(Источник информации: Интернет-ресурс. 15.04.2020)
Читать далее