Вернуться
Чехонин Сергей Васильевич
Чехонин Сергей Васильевич
Годы жизни
Вид деятельности
художник
Биография
Чехонин С.В. родился в 1878 году в д. Лыкошино Новгородской губернии (ныне Тверская обл.), в семье машиниста Николаевской железной дороги. С пятнадцати лет самостоятельно зарабатывал на жизнь: работал конторщиком, чертежником, кассиром на пароходной станции. В 1896 г. приехал в Санкт-Петербург, до 1897 г. занимался в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у Я. Ционглинского и до 1900 г. в школе М.К. Тенишевой. В 1902–1907 работал под руководством П.К. Ваулина в керамических мастерских С.И. Мамонтова в подмосковном имении Абрамцево, в 1907–1914 – в мастерской «Голдвейн и Ваулин» в Кикерино, под Петербургом, и в мастерских кн. М. К. Тенишевой в Талашкино. Вместе с М.А. Врубелем и А.Я. Головиным создал майоликовые панно для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве (1902–1909) и дома С. И. Мамонтова в Абрамцеве; в Санкт-Петербурге исполнил изразцовый фриз актового зала Городского училищного дома им. Петра Великого (1909–1911), майоликовые панно «Михаил Архангел» для церкви лейб-гвардии Московского полка на Бол. Сампсониевском проспекте (1915) и «Родословное древо Дома Романовых» для собора Феодоровской иконы Божьей Матери, в память 300-летия царствования Дома Романовых, на Полтавской улице (1911–1915). Участвовал в росписях салона «Современное искусство» в доме кн. С.А. Щербатова (1901–1902) и в декорировании комнат Юсуповского дворца на Мойке вместе с А.Я. Белобородовым и др. (1913–1915). Он также занимался росписью по фарфору, освоил финифть, оформление интерьеров и другие декоративные ремёсла. Вскоре после Первой русской революции 1905 г. обратился к графике. С 1908 г. сотрудничал в «Сатириконе» и «Новом Сатириконе», был издателем сатирического журнала “Маски” (1906), исполнил ряд антимонархических карикатур для журнала «Зритель» и «Календаря русской революции» В. Л. Бурцева (1905-1907). Сначала сотрудничал как карикатурист в сатирических журналах, потом занялся оформлением книг, созданием экслибрисов. Это принесло ему значительный успех. Собственный графический стиль, отличающийся изысканностью линий, причудливостью, позднее динамичностью и взволнованностью художник использовал во всём, что делал: в книжной и промышленной графике, эмблематике, росписях по фарфору. Он оставил изысканные орнаментально-шрифтовые композиции в книжной и журнальной графике, росписях по фарфору и эмали. Чехонин, безупречно владевший шрифтом и орнаментом, наряду с Д. И. Митрохиным и Г. И. Нарбутом, поднял книжную графику на новый уровень. С 1912 г. был членом объединения «Мир искусства», в 1913—1915 гг. руководил школой финифти в г. Ростове Ярославской губ. После событий 1917 года занимался общественной деятельностью, служил художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде (1918 ‒ 1923), а затем в Ленинграде (1925—1927). В 1923–1925 заведовал художественной частью Новгубфарфора (бывших Кузнецовских заводов) в Новгородской области. Разработал первые образцы агитационного фарфора. С 1928 году Чехонин жил за границей (Франция, Германия), много работал в театре, занимался декоративной росписью тканей, изобрел оригинальный способ многоцветной печати по ткани. Умер 23 февраля 1936 г. в Германии.