Вернуться
Штендер Григорий Михайлович
Штендер Григорий Михайлович
Годы жизни
Вид деятельности
архитектор-реставратор
Биография
Григорий (Гриц) Михайлович Штендер – выдающийся архитектор-реставратор, ученый, художник, один из создателей новгородской реставрационной школы. Штендер Г.М. - кандидат архитектуры, профессор Новгородского Государственного Университета имени Ярослава Мудрого, Заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза архитекторов РСФСР, член Союза художников РСФСР. Входил в состав Организационного бюро по созданию Новгородской организации Союза художников РСФСР. С 1968 по 1977 и с 1979 по 1982 годы избирался в Правление Новгородского отделения Союза художников РСФСР. Штендер Григорий Михайлович в числе других новгородских реставраторов в 1996 году удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства «За возрождение городского ансамбля Великого Новгорода, как результат восстановления и реставрации памятников архитектуры XII – XVII веков города Новгорода и его окрестностей». Григорий Михайлович родился 25 мая 1927 года в Киеве, в семье рабочего. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Караганду, работал на заводе, продолжал учебу в школе рабочей молодежи. В 1945 году, после возвращения в Киев, поступил в индустриальный техникум строительных материалов, а в 1947 году – в Киевский государственный инженерно – строительный институт по специальности «архитектор», дипломная работа – проект комплекса Академии Художеств. По окончании института в 1953 году был направлен в новгородскую Специальную научно – реставрационную производственную мастерскую (впоследствии филиал института «Спецпроектреставрация»), где его деятельность продолжалась в течение почти сорока лет. В Новгороде Григорий Михайлович увлеченно и плодотворно занимается восстановлением архитектурных памятников. Первой самостоятельной работой архитектора стала реставрация церкви Параскевы Пятницы в Новгороде, построенной в 1207 году. Работы на этом памятнике велись с 1954 по 1962 годы. Штендер Г.М. являлся автором исследований, проекта реставрации и научным руководителем работ. Исследования церкви Параскевы Пятницы, проведенные Григорием Михайловичем, позволили с большой убедительностью реконструировать первоначальную композицию храма, который принадлежал к не характерному для Новгорода типу, восходящему к южнорусскому зодчеству XII века. Памятник оказался настолько искаженным многочисленными перестройками XIII-XIX веков, что его древние формы и характер разновременных наслоений удалось выяснить с большим трудом (было обнаружено и датировано 15 строительных периодов). Реставрация церкви Параскевы Пятницы вошла в научный оборот, в многочисленные монографии, учебники и пособия по истории русской архитектуры, в альбомы и путеводители по Новгороду. За работу автору было присуждено 1 место на конкурсе молодых архитекторов в 1962 году. В 1955-1957 годах была произведена реставрация церкви Петра и Павла в Кожевниках 1406 года, авторы исследования и проекта реставрации Г.М. Штендер и Л.М. Шуляк. Это единственный памятник, классический образец новгородского зодчества периода наибольшего расцвета, которому в процессе реставрационных работ стало возможным полностью вернуть его первоначальный облик. В 1956-1958 году Григорий Михайлович руководит восстановлением из руин и реставрацией всемирно известной церкви Спаса на Нередице, разрушенной в годы войны. Особое место в ряду памятников, изученных Г.М. Штендером, занимает Софийский собор 1045-1050 годов в Новгороде. Результатом многолетних исследований стал обширный материал, давший возможность наиболее полно осветить строительную историю этого ценнейшего памятника и сделать открытия, имеющие чрезвычайную ценность для истории архитектуры и искусства. Были решены проблемы, многие из которых стояли перед исследователями древнерусского зодчества на протяжении полутора столетий. В Софийском соборе, восстановленном сразу после войны, начались археологические исследования, реставрация живописи и работы по подготовке интерьера к экспозиции. Следующим этапом планировалось реконструирование системы отопления и вентиляции, устроенной при реставрации собора в 1893-1900 годах. Для этого были необходимы архитектурно – археологические изыскания и зондажи по трассам каналов, существующих к тому времени и пробиваемых вновь. Археологическое наблюдение, а затем и научное руководство работами в 1962 году было проучено Григорию Михайловичу, в 1971- 1972 году в связи с работами по косметическому ремонту фасадов и позолоте купола Штенедром Г.М. проведены исследования на наружных частях собора – барабанах, апсидах, а так же в интерьере. Параллельно Григорий Михайлович изучал древние фресковые росписи, получив новые, важные для истории русского искусства результаты. В 1980-1984 годах при капитальном ремонте крыш собора и галерей с заменой их покрытий было продолжено исследование верхних частей Софии. Многолетние реставрационно-исследовательские работы, благодаря их систематичности, дали возможность решить основные проблемы объемно – пространственной композиции Софийского собора, внешнего облика, форм завершения, внутреннего убранства, периодов строительства и росписи, декоративных особенностей, строительной техники. В 1966 году Григорий Михайлович стал автором исследования и проекта реставрации церкви Симеона Богоприимца 1467 года в Зверином монастыре, знаменитой тем, что в интерьере полностью сохранились росписи середины XV века, после реставрации проведенной Г.М. Штендером и новгородскими художниками – реставраторами, данный объект стал объектом музейного показа. Несколько уникальных открытий было сделано Григорием Михайловичем во время реставрации церкви Николы Белого 1312 года. Здесь были обнаружены и восстановлены самые ранние многолопастные декоративные арки в треугольных щипцах фасадов и восьмискатное покрытие, необычное при коробовых сводах традиционной крестово – купольной системы. На этом памятнике появились и стрельчатые завершения перспективных порталов – новые архитектурные формы, ставшие впоследствии традиционными для новгородского и псковского зодчества XIV-XVI веков. На примере памятника Г.М. Штендер проводит параллель развития связи архитектурной традиции Новгорода с зодчеством Западной Европы XIV века. Григорий Михайлович - автор или научный руководитель проектов реставрации десятков памятников архитектуры, среди которых шедевры русского зодчества, крупные ансамбли. Штендер Г.М. разработал целый ряд новых методов архитектурно-археологических исследований. В процессе реставрационных работ Григорий Михайлович впервые выявил уникальные и редкие особенности древних храмов Новгорода, внес большой вклад в разработку методики научной реставрации, осмысление результатов послевоенной реставрации, обобщение новгородской мастерской. Штендер Г.М. в своих научных работах поднимает такие сложные темы, как трансформация византийских традиций в новгородском зодчестве, причины появления многоглавия, сложение новгородской архитектурной школы, истоки формирования «классического» новгородского храма и многие другие. Его кандидатская диссертация «Архитектура новгородской земли XI –XIII вв.» является итогом изучения домонгольского зодчества Новгорода. Круг научных интересов Григория Михайловича весьма широк, он включает также проблемы строительной техники, древней топографии, монументальной живописи, внутреннего убранства храмов. Г.М. Штендер внес значительный вклад в развитие архитектурной археологии (археологические раскопки совместно с П.А. Раппопортом, В.А. Булкиным). Им выявлены и введены в научный оборот утраченные памятники – церкви Федора Стратилата XII век, Спаса в Хутынском монастыре XII век, Михаила Архангела на Прусской улице XIII век, Знамения XIV век, оборонительная стена Владычного двора. По приглашению специалистов Штендер Г.М. участвовал в исследовании сложных памятников в других регионах – Киеве, Полоцке, Пскове, Смоленске, Северном Кавказе. Григорий Михайлович Штендер – популяризатор науки, педагог, инициатор создания на кафедре архитектуры Новгородского политехнического института (позднее НовГУ) специализации «Реставрация памятников архитектуры и реконструкция древних городов», профессор этой кафедры. Г.М. Штендер признанный мастер живописи, его работы выставлялись в Новгороде, Пскове, Киеве, Москве, Германии, Японии. Григорий Михайлович Штендер внес значительный вклад в реставрационную науку, в дело исследования и восстановления памятников архитектуры Новгорода и других городов в нашей стране и за рубежом. (Источник информации: Интернет-ресурс. 23.04.2020)