Вернуться
Тыркова Наталья Дмитриевна
Тыркова Наталья Дмитриевна
Годы жизни
Вид деятельности
художник
Биография
Наталья Дмитриевна Тыркова – художник декоративно-прикладного искусства, график, скульптор, член Санкт-Петербургского Союза художников, автор более двухсот моделей анималистических игрушек, выпускавшихся многотысячными тиражами на предприятиях Ленинграда. В 1953 году окончила ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, факультет Художественного металла. Работала в ВНИИ игрушки г. Загорска, на фабрике «Дидактическая игрушка» г. Ленинграда, по контрактам создавала модели игрушек для Охтинского химического комбината (ОНПО «Пластполимер»), ПО Пластмасс г. Ленинграда, с середины 1960-х до начала 1980-х годов - штатный художник ЛПО «Красный треугольник». В 1990-2000-х годах развивала анималистическую тематику в графике и декоративно-прикладном искусстве. Старейший петербургский художник-график Наталья Тыркова была изгнана из студии Академии художеств (где занималась с третьего класса) за то, что рисовала только… зверей. Впоследствии Наталья Дмитриевна закончила Художественно-промышленную академию имени барона Штиглица (в то время – училище имени Веры Мухиной), работала художником-модельером фабрик «Красной треугольник» и «Пластполимер». Сегодня ее резиновые питомцы (игрушки) хранятся в Петербургском музее игрушки, изумительные акварели – в Музее кошки города Всеволожска, а несколько витрин с работами, представленными в рамках «ZооКультУры», пользуются повышенным вниманием посетителей выставки. Все началось с того, что бабушка заметила - ее внучка Наташа замечательно рисует. И отнесла ее работы в художественную школу при Академии художеств, куда девочку тут же приняли. Во время учебы Наташа особенно проявляла интерес к изображению животных. А потом началась война и семье будущей художницы пришлось прочувствовать на себе все ее тяготы и лишения. Всю блокаду Наталья Дмитриевна провела в осажденном Ленинграде, посещала ремесленное училище и тут же применяла свои знания на практике: как и многие ее сверсники, она вытачивала на токарном станке детали для «Катюш». После войны девочка получила медаль «За оборону Ленинграда». В 1945 году Наталья Дмитриевна поступила в ЛВХПУ им. Мухиной на факультет художественной обработки металла. В учебе помогли и навыки, полученные во время работы за токарным станком. В то время вся страна испытывала невероятный послевоенный подъем. Нужно было отсраивать разрушенные города, переводить на мирные рельсы работу различных предприятий, мобилизованных для обеспечения нужд оборонной промышленности. Вспомнили и об игрушке. В 1946 году в Загорске был основан Всесоюзный НИИ игрушки (р в результате реорганизации НИИ '32 года создания), чуть позднее, в 1949 году, при Министерстве просвещения СССР организовали художественно-технический совет по игрушке. Эти меры были направлены на то, чтобы восстановить и улучшить работу игрушечной отрасли которая, к тому же, испытывала острую нехватку квалифицированных кадров. Так, Наталья Дмитриевна в 1953 году была распределена в загорский институт. Проработала она там всего год, но за это время смогла познакомиться с различными технологическими приемами и использованием в игрушке различных материалов. Несколько лет потребовалось художнице, чтобы обрести свой собственный стиль и прийти к пониманию того, как должы выглядеть игрушечные звери, чтобы они были понятны и любимы детьми всех возрастов. По мнению мастера, основная задача анималистической игрушки - «воспитание доброты ко всему живому в маленьком человеке». И, действительно, ее резиновые зверята, разработанные для завода «Красный треугольник», вызывают искреннюю симпатию и у малышей, и у взрослых. Более того, они привлекательны своим сходством с реальными представителями фауны. Ведь, по мению художницы, игрушка может быть и стилизована, и близка к натуре, но она обязательно должны быть узнаваема. Не один день провела Наталья Дмитриевна в Ленинградском зоопарке, работая на натуре, наблюдая за жизнью звериных семейств. По воспоминаниям художницы, самое интересное время в зоопарке было весной, когда появлялись детеныши. Однажды ей даже постастливилось подержать на руках черного детеныша леопарда, от которого отказалась мать. По моделям Натальи Дмитриевны, созданным для Охтинского химического комбината, выпущены, пожалуй, одни из самых лучших советских игрушек. Многие из них сегодня являются настоящей коллекционной редкостью. Подобные образцы сегодня не встретить в современных детских магазинах. Яркий страус ростом почти с годовалого малыша, очаровательный белый мишка, как будто из мультфильма про Умку, неуклюжий гусенок и другие творения Тырковой осуществили мечту нескольких поколений советских малышей поселить у себя дома настоящий зоопарк. А сегодня они позволяют их взрослым обладателям вернуться в свое счастливое детство. Коллекционеры разных стран стремятся приобрести игрушки для своих собраний. Конечно, деятельность Натальи Дмитриевны Тырковой не ограничивалась только созданием игрушек. Она занималась созданием садово-парковой скульптурой, много работала акварелью, писала зверей, занималась резобой по металу и художественной обработкой камня. И сегодня, несмотря на свой преклонный возраст, художница активно участвует в выставках. Многие ее работы входят в коллекцию Музея кошки во Всеволожске. Тыркова Н.Д. Член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, секция декоративно-прикладного искусства.