Вернуться
Арндт Иоганн
Арндт Иоганн
Годы жизни
Вид деятельности
писатель
Биография
Родился в семье лютеранского пастора. Его отец – пастор Якоб Арндт. Иоганн был старшим из трёх детей. В 1558 г. семья Якоба Арндта переехала в городок Балленштедт, где пастор служил до своей смерти в 1565 г. После смерти отца семья впала в бедность. Но князь Анхальтский Иоахим Эрнст пожаловал вдове земельный участок. Это облегчило участь семьи, но всё равно было недостаточно для того, чтобы оплатить учёбу детей. К счастью, помогли родственники, и Иоганн смог получить начальное образование в латинских школах Ашерслебена, Хальберштадта и Магдебурга. С ранних лет в нём обнаружился интерес к естественным наукам и медицине. В 1575 г. Арндт поступает в только что основанный университет в Хельмштедте на факультет свободных искусств. В том же году Арндт переводится в Страсбургский университет, а в 1579 г. – в Базельский. В сохранившихся документах он подписывался как «студент медицины», также известно, что он в это время был горячим приверженцем натурфилософских и медицинских воззрений Парацельса. В 1581 г. Арндт возвращается домой, в Балленштедт, где получает место школьного учителя. В следующем году он вступает в брак с Анной Вагнер, дочерью городского эрмслебенского судьи Христиана Вагнера. А 30 октября 1583 года Арндт принимает рукоположение (ординацию) и назначается сначала помощником пастора в Балленштедте, а 27 октября 1584 года – пастором в церкви св. Витта в соседнем Бадеборне. В маленьком провинциальном Анхальте, судя по всему, ощущалась нехватка пасторов, так что Арндт получил ординацию и без специального образования. Впрочем, общие богословские сведения, получаемые тогда в университетах, были достаточны для несения этого служения. Пастырское служение Иоганна Арндта в Анхальте закончилось конфликтом с властями и изгнанием Арндта с родины. Но городской совет Кведлинбурга – свободного имперского города, находившегося в нескольких километрах от Бадеборна, но уже по другую сторону анхальтской границы – пригласил изгнанника к себе. Арндт получил место в церкви св. Николая. Здесь он погрузился в пастырскую работу, которая способствовала формированию его взглядов, приведших к написанию его основного труда - книги «Об истинном христианстве». В богословской литературе, не много произведений, целые столетия оказывавших такое влияние на миллионы умов, как «Истинное христианство». Еще при жизни автора было до одиннадцати изданий «Истинного христианства». В России первый раз оно было переведено на русский язык, по инициативе Феофана Прокоповича, Симоном Тодорским и в 1735 г. напечатано в Галле под заглавием: «Четыре книги об истинном христианстве». Книга свободно распространялась в России до появления указа Елизаветы Петровны от 9 дек. 1743 г., в котором предписывалось изъять это сочинение, как и другие, напечатанные за границей, но в Синоде не освидетельствованные. В 1784 г. по поручению Святейшего Синода о книге А. было доложено Екатерине II, и от нее последовало повеление: «Когда помянутая книга от покойной государыни императрицы запрещена, то так ей и остаться». К этому времени кн. «Об истинном христианстве» была переведена И. П. Тургеневым и с одобрения московских цензоров напечатана большим тиражом в вольной типографии И.В. Лопухина. В 1785 г. Екатерина II приказала конфисковать книгу, но все ее экземпляры были распроданы, и сочинение А. имело успех не только у светских лиц, но и среди духовенства.