Вернуться
Константиновская Наталья Николаевна
Константиновская Наталья Николаевна
Годы жизни
Вид деятельности
кукольник
Биография
Наташа Михайлова родилась в 1903 году в городе Кременчуге. Её отец – полковник Николай Николаевич Михайлов (1854 – 1903), мама – Анна Карловна Андерсон (1868-1944), дочь известного Санкт-Петербургского архитектора Карла Андерсона. В Вильно Анна познакомилась со своими будущим мужем Николаем Николаевичем Михайловым, служившим в то время в Виленском военном округе штаб-офицером по особым поручениям сначала в звании капитана, а потом подполковника. В 1900 Анна Карловна вышла замуж за Н.Н.Михайлова, и вскоре они переехали на Украину по новому месту службы Николая Николаевича, сначала в Киев, а спустя год или полтора в Кременчуг. В 1901 году в семье родился сын Георгий, а через два года – дочь Наташа. К сожалению, свою дочь Николай Николаевич так и не увидел, т.к. внезапно скончался за несколько месяцев до её рождения. После смерти отца дети остались на иждивении матери. До 1917 года Наташа и её старший брат Георгий учились в гимназии. Но вот, грянула революция, наступило тяжёлое время. Матери, Анне Карловне, чтобы как-то прокормить семью пришлось зарабатывать на жизнь шитьём. 15-и летняя Наташа помогала маме в этом, и ей потом очень пригодились полученные в юности навыки. Много несчастий обрушилось на семью, и главное - голодной и холодной зимой 1918-го года от туберкулёза скончался 17-и летний Георгий. Наташа осталась вдвоём с матерью. Несмотря на все трудности – частые смены власти, экспроприации и грабежи, голод и болезни – они выжили. Наташе удалось окончить гимназию, и в 17 лет она поступила в одну из театральных студий, которых в то время в Киеве было множество. Студии эти часто существовали недолго, и закрывались так же быстро, как и открывались, и Наташе приходилось каждый раз искать новую. Она мечтала стать актрисой, одновременно занималась декламацией, танцами и даже акробатикой. В одной из студий Наташа познакомилась с молодым художником Александром Константиновским и вскоре вышла за него замуж (1922). В 1923 г. для продолжения учёбы Наташа с Александром уехали в Москву. Александр поступил в Высший художественно-технический институт, Наташа – в театральную студию известного режиссера и педагога Юрия Завадского. Она окончила студию, но актрисой так и не стала. У Наташи были большие способности к рисованию. Она поступила и окончила художественный техникум и на первых порах стала помогать мужу: вместе они оформляли стенды, вывески и колонны к праздникам 7 ноября, 1 мая и др. Спустя многие годы, когда Наталии Николаевны уже не было в живых, дочь её, Ганна Александровна Константиновская, писала о маме в своих воспоминаниях (*): «В это время Наталья Николаевна совершенно случайно сделала несколько кукол, надевающихся на руку. Стать кукольником помог случай. В театральной студии ребятам дали задание увидеть на улицах современные город¬ские "типы", сделать наброски, а потом воплотить все это на сценической площадке. Вместо набросков, студентка Наталья Константиновская сделала двух кукол из тряпочек с лицами из старого фильдеперсового чулка <…> Куклы, надетые на руку, уморительно двигались, студийцы и преподаватели хохотали. На другой день кукол украли из репетиционной комнаты, но судьба была уже определена - мама не могла забыть свой триумф, продол¬жала делать кукол, и скоро увлечение переросло в настоящую страсть <…> Никто не учил молодую худож¬ницу, до всего добиралась она сама. Уже потом "школой" для Константиновской в какой-то степени стала встреча с роман¬тичным кукольным театром художников Ефимовых. Ефимовы ставили Шекспира, а Константиновская в это же время сделала, может быть, самую лучшую, "программную" свою куклу - Поэта Гондлу из пьесы Гумилева. Куклы очень понравились всем. И это определило <…> всю дальнейшую её жизнь. Мама стала замечательным кукольником». В 1930 году Александр окончил институт и по распределению был направлен в Свердловск, где он в течение пяти лет оформил большое количество оперных, балетных и драматических постановок. Там же в 1933 году в кукольном театре состоялся дебют Наташи как художницы-кукольника: она поставила свой первый спектакль «Рис» (из жизни революционного Китая). Вот когда пригодились навыки, полученные в детстве и юности! В 1934 году родилась дочь Ганна, и Наталье Николаевне на время пришлось оставить театр. Однако вскоре на помощь из Киева приехала мама, Анна Карловна, и её работа в театре возобновилась. В 1936 году Александра Иосифовича Константиновского пригласили на работу в Ленинградский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина, и вся семья переехала в Ленинград. Здесь Наталья Николаевна возобновила свою работу: в качестве художника-исполнителя она участвовала в спектаклях для самых маленьких: «Волшебная калоша» и др. Затем она работала в театре марионеток и, наконец, в ленинградском Кукольном театре (теперь Большой театр кукол). В 1941-м году началась война. Александр Иосифович ушёл добровольцем на фронт, а Наталья Николаевна с мамой и дочерью эвакуировались в Ярославскую область. Дочь, Ганна, вспоминая об этом времени писала: «Во время войны, в глуши, где мама работала воспитательницей в детском доме, она организовала с ребятами свой кукольный театр, была всем - и художником, и режиссером, и драматургом, а главное - тем человеком, чье добрая энергия скрасила детям первую военную зиму. Спектакли самодеятельного театра прославились на всю область. Она научилась управлять лошадью и в лютый мороз зимой 1941-1942 г. ездила с ребятами по деревням. Они показывали спектакль и собирали деньги в фонд обороны». Зимой 1942 года после тяжёлого ранения Александр Иосифович был демобилизован. Вся семья уехала в Новосибирск. Там Наталья Николаевна продолжала работать в Большом театре кукол, который был эвакуирован из Ленинграда. В 1944-м году она вместе с театром вернулась в Ленинград и продолжила свою деятельность как художник-кукольник. Несколько слов о муже Натальи Николаевны, Александре Иосифовиче Константиновском (1906—1958). Профессиональное образование, полученное им в Киевском художественном институте и студиях, он продолжил в Москве во ВХУТЕИНе. Как художник-постановщик он работал во многих театрах страны – оформлял спектакли в Свердловске, Ленинграде, Москве, Киеве, Ростове-на-Дону, Харькове, Новосибирске. Талант Александра Иосифовича проявился в череде блестящих графических работ – иллюстраций к "Ревизору" Н.Гоголя, "Оливеру Твисту" Ч.Диккенса, "Слепому музыканту "В.Короленко и др. Его творчество снискало признание: в 1956 ему присвоили почетное звание Заслуженного деятеля искусств России, а через год был избран членом-корреспондентом Академии художеств. Ранняя смерть (ему было всего 52 года) оборвала деятельность этого большого художника. В послевоенные годы она продолжала работать как художник-кукольник и создала множество спектаклей в кукольных театрах Ленинграда. Наталья Николаевна была постоянным участником Ленинградских, Московских и Всесоюзных выставок. Примечательно, что она первой среди кукольников Ленинграда стала членом Союза художников. В Санкт-Петербурге прошли две персональные выставки Наталии Николаевны Константиновской: одна в доме Союза художников в связи с её восьмидесятипятилетнем юбилеем (1988), вторая – во Дворце искусств весной 1992 г уже после смерти художницы. Многие из работ Натальи Николаевны и теперь хранятся в музеях Санкт- Петербурга и Москвы.