Иван Корнильев сын Шушерин-Рипатов был одним из наиболее доверенных людей в ближайшем окружении патриарха Никона. Его перу принадлежит «Известие о рождении и о воспитании, и о житии святейшаго Никона». Сведения о самом И. К. Шушерине немногочисленны. Известно, что по происхождению он был новгородцем, о чем упомянул в своем сочинении: «...Во изгнание послан в Великий Новград, во свое отечество, бе бо рождение он имея той город». Шушерин был воспитанником Никона, и когда последний был избран патриархом, отправился вместе с ним в Москву. В Москве входил в ближайшее окружение Никона, был иподиакон при патриархе Никоне, пользовавшийся особым его благоволением. Позднее стал крестовым дьяком дворцовой (теремной) церкви. Был одарённым ювелиром, создал парадную митру патриарха Никона.
В начале декабря 1666 г., накануне церковного собора, осудившего Никона, Шушерин был арестован. Во время суда над патриархом, был привлечен к допросу. После допроса он был посажен сначала в приказе Тайных Дел, где просидел сорок дней, затем отдан «полковником за крепкие стражи», и, наконец, через три года отправлен в ссылку в Великий Новгород. В новгородском изгнании был дьячком Николо-Дворищенского собора и зарабатывал на жизнь рукоделием и обучением детей грамоте.
Через десять лет, в конце царствования Федора Алексеевича Шушерин был освобожден благодаря ходатайству царевны Татьяны Михайловны, последовательной сторонницы Никона и его реформы. Поскольку в столице Шушерин состоял в штате царевны Татьяны Михайловны, которая по именному царскому указу опекала основанный Никоном монастырь - Воскресенский Новый Иерусалим, он вел хозяйственную переписку с Иверским и Восресенским монастырями. Благодаря милости царевны Татьяны Михайловны Иван Шушерин обзавелся вотчиной в Новоторжском уезде, что для дьякона было весьма щедрым пожалованием.
Время от времени И. К. Шушерин наведывался в родной Новгород. В 1686 г. он вложил напрестольное евангелие в Спасо-Нередицкий монастырь. В 1687 г. он хлопотал перед новгородским воеводой боярином П. В. Шереметевым о выводе кабака из вотчины Иверского монастыря. И. К. Шушерин заступался перед воеводой и по другим делам монастыря. Влияние И. К. Шушерина и его сына Михаила во дворце закончилось сразу после падения режима регентства в 1689 году. После потери места при дворе Иван Шушерин занял место крестового дьяка Воскресенского собора в монастыре Новый Иерусалим. Его «усердием» в соборном храме было завершено создание придела Архистратига Михаила, освященного 29 апреля 1690 г. В этом приделе Иван Корнильевич приготовил себе место последнего упокоения, здесь он был похоронен в 1693 г., а вслед за тем и его сын Михаил.
Шушерин автор первой биографии патриарха Никона, известной под заглавием: «Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона патриарха». Впервые оно было напечатано в 1784 году в Санкт-Петербурге под названием «Житие святейшего патриарха Никона, написанное некоторым бывшим при нём клириком». Иван Корнильевич Шушерин начал писать биографию Никона «Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона» практически сразу после его смерти в 1681 г.
Шушерин выставляет Никона в своем сочинении провозвестником истины веры, неутомимым борцом за правду и мучеником, пострадавшим за свою святость и правоту. Последним хронологическим событием, описанным в «Известии», является освящение Воскресенского собора 18 января 1685 г. Данное событие представлено в тексте как конечное прощение Никона и это стало главным мотивом всего произведения.
«Известие о житии Никона» в XVIII в. разошлось в громадном количестве списков, а затем в переводе на многие иностранные языки оно публиковалось и за рубежом. В XIX веке «Известие…» послужило материалом для нескольких компиляций о Никоне: арх. Апполос. «Начертание жизни патр. Никона»; H.А.А. «Никон», «Чтен. Общ. Ист. и Др.» 1843 г.; «Жизнеописание Никона» в «Страннике» 1863 г.
Читать далее